Александр Кынев: Акт электорального суицида
На модерации
Отложенный
Александр Кынев: Акт электорального суицида
АВТОР Кусок эфира
Передача «Особое мнение»
Алексей Соломин: А у вас самого этот фильм о Владимире Путине Алексея Навального какое впечатление вызвал?
Александр Кынев, политолог: Я смотрел его буквально перед началом эфира. Не успел досмотреть. 15 минут мне осталось. Не хватило. Очень долгий. 2 часа он идет.
Что могу сказать. Здесь есть, мне кажется, целое поле тем для рассуждений по поводу этого фильма. Первое, что бросается в глаза – что происходит дальнейшая эскалация, то есть стороны продолжают повышать ставки. И, на мой взгляд, у Навального не было другого выбора. Он вел себя предельно целеустремленно и у него вариант: либо капитуляции, либо повышение ставок.
Поскольку мы знаем, что Навальный – человек смелый, человек рисковый, у него ничего другого не осталось. И если внимательно посмотреть, он ведь перешел некую символическую грань. Много лет Навальный проводил расследования в отношении разных фигур – Чайка, Медведев, Мишустин, Russia Today и так далее, но никогда персонально Путина эти расследования не касались. Путин как бы находился вне этого перечня фигур, о бизнесе, богатстве которых Навальный рассказывал. Теперь он перешел на расследование про отравление. Теперь он перешел на главную фигуру. И два его последних расследования – это про его отравление собственное и про этот дворец под Геленджиком и окружающие его виноградники и всё остальное. Это то, что вышло сегодня и это уже персональная, личная борьба. Но в каком-то смысле власть сама не оставила вариантов, поскольку команда на очевидное политическое уничтожение… в общем, любая собака, загнанная в угол, огрызается. Поэтому в данном случае Навальный пошел ва-банк.
Меня сегодня больше изумил даже не этот фильм. По большому счету вряд ли кто-то удивился из тех, кто следит за российской политикой. Может быть, обыватели увидели: «Ой, боже мой, как всё дорого!» и так далее. Для них это может быть какой-то аргумент. Меня сегодня больше удивило другое – это совместный хайп со стороны думских фракций, которые в едином порыве гневно осудили Навального. Каждый нашел для него пару ласковых слов.
А.Соломин: И статей.
А.Кынев: От мировой закулисы и т.д. С призывом не заниматься политикой. Совершенно случайно в один день лидеры думских фракций выступили с гневным осуждением. Мне это, честно говоря, кажется более символичным, чем всё остальное. Это говорит о крайней степени нервозности. То есть даже не вчерашнее позорное судилище в отделении полиции, которое произошло вопреки всем нормам УПК, а вот именно эта сегодняшняя единая колонна, которая вышла вряд ли по своей воле.
Это говорит о том, что испуг является совершенно иррациональным.
А.Соломин: Как это объясняет нервозность, я хотел уточнить? То есть депутаты вышли и на всякий случая продемонстрировали Кремлю, что у них никаких шашней с навальновскими или пронавальновскими людьми нет?
А.Кынев: Дело в том, что именно думская оппозиция была главным бенифициаром политических стратегий Навального все эти годы. И начиная с 11-го года – «Голосуй за любую другую партию» и заканчивая Мосгордумой 19-го года и пошлый год – Томск, Новосибирск – это «Умное голосование». Поскольку в бюллетенях, кроме этих думских партий, никого другого нет, конечно, сам недопуск Навального в условиях, когда он не бойкотирует, а призывает приходить на участки, он ведет к тому, что приходят эти самые депутаты от этих самых партий. Соответственно, они вроде бы как не заинтересованы портить с ним отношения. Он таскает каштаны из огня, которые в итоге они и получают, потому что людям голосовать больше не за кого.
Это означает только одно, что в этом едином порыве, что называется, видимо, нашлись те слова, после которых для них важнее выполнить эту просьбу, которую они получили – этим думским лидерам, – чем не испортить отношения и потерять голоса. То есть на одной чаше весов – голоса избиратели, разочарованных властью, а на другой стороне – кулуарные договоренности. То есть в ход было пущено вообще всё, что только могло быть пущено. Это говорит именно о степени испуга. Потому что если человек жертвует репутацией и возможными голосами на выборах, местами в Думе – а места – это единственное, что у них есть, – то это об очень многом говорит. Фактически такой акт электорального суицида, который во многом осуществляли Зюганов, Жириновский и Миронов. Это демонстрация того, что на кону, каков испуг и какова цена.
То же самое касается, мне кажется, и истории двух последних дней с этим перенаправлением самолета, блокированием аэропортов и так далее. Об этом много чего сказано. Но любому человеку понятно, что если бы не было никаких экстраординарных событий, не было бы никакого скандала. Ну, прилетел человек – встретили его. Мы знаем прекрасно, что если событие случилось, но о нем не рассказали, не обратили внимания, то его не было. Соответственно, весь этот скандал, он только повышает информированность людей, он повышает символический статус фигуры Навального и всего, что вокруг происходит. То есть власть всей этой безумной борьбой с Навальным только повышает его политическую капитализацию и превращает в политическую фигуру номер один после президента в стране.
Читать текст эфира полностью >>>
Комментарии