Отработанный материал: как Германия избавлялась от Навального

На модерации Отложенный

Блогер Алексей Навальный был ожидаемо задержан в аэропорту Шереметьево сразу после возвращения из Германии. ФСИН России требует изменить ему условный срок на реальный, поскольку ещё до своего отъезда из России Навальный игнорировал повестки в уголовно-исполнительную инспекцию.

Справедливость для всех — так звучал один из пунктов в программе Алексея Навального — наступила, наконец, и для него самого.

  Кадры, на которых российские силовики наглядно демонстрируют принцип неотвратимости наказания и верховенства права, до сих пор в топе всех мировых агентств. Сразу после прилёта из Германии блогера, который уже три недели как в федеральном розыске, задержали.

 

  На каком основании — адвокаты Навального, как и он сам, знали ещё несколько месяцев назад, но упорно делали вид, что для них это полная неожиданность.

  За возвращением блудного блогера следили и правда так, как будто ждали чего-то экстраординарного.

 Сам Навальный перед вылетом тоже говорил, что его задержание невозможно. Еще бы — в аэропорт своего особо ценного агента немецкие спецслужбы привезли с особым шиком — на Audi с проблесковыми маячками, которую сопровождал кортеж из патрульных машин. Каждый шаг — под пристальным контролем.

   Даже паспорта на регистрацию принесли не сам осужденный и его жена, а двое сотрудников полиции — или, скорее всего, разведки, с которой у Навального за время нахождения на немецкой земле сложились рабочие отношения.

  По сути он уже не принадлежал себе — все делал только по требованию германской разведки БНД и под присмотром уголовной полиции. Никаких лишних контактов, интервью и вообще общения с незнакомцами — чтобы не сболтнуть лишнего о своих новых покровителях.

  Досмотр, в отличие от остальных, он тоже не проходил — его подвезли прямо к трапу. Когда блогер, наконец, поднялся на борт, пассажиры, среди которых подавляющее большинство были журналистами западных изданий, начали преданно аплодировать.

  Полет на родину получился запоминающимся: десятки камер и мобильных, которые фиксируют каждый шаг и каждое движение Навального.

  В какой-то момент он и правда мог почувствовать себя политиком. Но на подлете к Внуково, где Навального ждали несколько сотен сторонников, вопреки заявленным в Интернете тысячам, командир воздушного судна неожиданно объявил о том, что самолет из-за погодных условий сядет в Шереметьево. Встреча с цветами и слезами, которую готовили Навальному его последователи, с треском провалилась.

  То, что происходило в эти минуты во Внуково, не поддается описанию: почитатели блогера бесновались перед сотрудниками полиции и требовали выпустить их чуть ли не на летное поле, примерно то же самое устроили и поклонники Ольги Бузовой, рейс которой тоже ждали во Внуково. Пока две толпы перекрикивали друг друга, самых громких начали задерживать. Одной из первых увели соратницу Навального Любовь Соболь, которая надеялась получить в аэропорту свою долю скандального пиара.

Армен Гаспарян, политолог:

  «Революции не получилось. Триумфального возвращения не вышло. С другой стороны, да и выйти не могло, потому что это было не триумфальное возвращение политика на родину. А это, по сути дела, была экстрадиция. То, как немцы поступили с Навальным — это избавление Германии от нежелательного гостя».

  Разыскивать условно осуждённого блогера начали еще в конце прошлого года.

Оказалось, что во ФСИН России тоже читают медицинские журналы с мировым именем. Клиника Charite, где проходил лечение Навальный, рапортовала о том, что пациента выписали из клиники еще 23 сентября. Получается, никаких препятствий к тому, чтобы вернуться, у блогера не было.

  Во ФСИН решили дать время блогеру определиться, а он игнорировал все запросы. И все это время находился под колпаком немецких спецслужб — они контролировали каждый его шаг и подробно инструктировали, как вести себя дальше.

То есть операция по возвращению тоже явно режиссировалась заранее.

  И лишь под Новый год столичное УФСИН сообщило о том, что беглеца объявляют для начала в федеральный розыск. А там уже и международный не за горами.

  В Германии поняли, что когда дойдет уже до запросов по линии Интерпола, придется как-то выкручиваться. И личного гостя канцлера выпроводили на родину, не дожидаясь, когда Россия потребует его выдачи. Навальному уже ничего не оставалось, как подчиниться. А ведь мог бы пить баварское, к чему призывали его соратники. Еще накануне осужденный блогер выложил пост с признанием в любви к жителям Германии.

  Во ФСИН еще несколько дней назад напоминали, что Навальный условно осужден по делу о хищении активов «Ив Роше». В 2014-м году блогер получил 3,5 года условно, с испытательным сроком на пять лет. Затем срок продлили до конца 2020-го. Все это время глава признанного иноагентом ФБК должен был отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции.

Но, как следует из заявления ФСИН, намеренно этого не делал, причем еще до своего отлета в Германию.

  Претензий к блогеру накопилось много и сразу у нескольких силовых ведомств.

  Самое свежее уголовное дело расследует СК, в нем идет речь о мошенничестве с пожертвованиями. По версии сыщиков, Навальный похитил более 300 миллионов рублей у своих же сторонников — они присылали ему деньги на расследования, а он тратил их на себя и свою семью. Десятки заграничных поездок в течение года, обучение дочери в Стенфорде — тоже недешевое удовольствие.

  Судя по всему, те, кто в последнее время решал, как будет жить Навальный, уже знали, что блогер — явно отработанный материал. И теперь главную скрипку в этом спектакле предстоит играть его жене — по примеру Светланы Тихановской в Белоруссии.

  Она, кстати, уже высказалась по поводу задержания Навального, назвав это опасным шагом. Не отстал от нее еще один «сбитый летчик» — тоже как бы избранный президент Хуан Гуайдо из Венесуэлы, о котором последние полгода никто и не слышал. Что-то потребовал даже еще не вступивший в должность советник Джо Байдена, но российский МИД посоветовал ему заниматься внутренними проблемами своей страны.

  Законные требования ФСИН рассмотрят уже в самые ближайшие дни — заседание суда может состояться уже на этой неделе.