Ликвидация учёта, алчность РСО, некомпетентность регулятора или всё вместе?

На модерации Отложенный

 

Рост тарифов ЖКХ: ликвидация учёта, алчность РСО, некомпетентность регулятора или всё вместе?

Федеральная и региональные администрации России четверть века преподносят стране факт неудержимого опережающего роста тарифов и многочисленных дополнительных поборов в системе ЖКХ как неизбежную предрешённость обстоятельств непреодолимой силы.

 

Но так ли это? Почему этого нет в "развитых экономиках" и не было в СССР?! Почему в Советском Союзе стоимость энергоресурсов, топлива, тарифов на жизненно важные жилищно-коммунальные услуги была копеечной и не менялась десятилетиями?! Все советские люди помнят, что цена 1 кВт⋅ч электроэнергии до разгрома СССР для граждан стоила 4 коп, а для предприятий вообще 2 коп.

 

Попробуем по возможности беспристрастно оценить причины того, чего в бесконечном опережающем росте тарифов больше - преднамеренного искажения и нелепостей правового и нормативного регулирования, безудержной алчности поставщиков энерго и коммунальных ресурсов, целенаправленного разгрома технической инвентаризации и учёта жилья, некомпетентности регулятора или отраслевого административного лобби? В какой мере на безнаказанное опустошение кошельков граждан от средств к существованию влияют все эти факторы?!

 

 

Структура платежа гражданина России за ЖКХ

 

1. Принципиальные пороки жилищно-коммунального регулирования:

 

- содержательная подмена и искажение способов и процессат.н. "управления общим имуществом многоквартирных домов" (и, кстати, совершенно выпавшего из жилищного регулирования - процесса управления общим имуществом в комплексной малоэтажной застройке). В условиях отсутствия в жилищном праве непротиворечивых и пригодных к применению понятий "многоквартирного дома" и "общего имущества МКД" как правовых и физических объектов регулирования (и управления) невозможно в принципе организовать надлежащим образом ни процесс управления, ни процесс технической эксплуатации, ни процесс гражданско-правового взаимодействия с иными хозяйствующими субъектами;

 

- отсутствие в жилищном праве понятия "МКД" в виде объекта владения/управления как сложного жилого единого земельно-имущественного комплекса и как целостного технического объекта, имеющего юридический статус, и который можно по Акту и под ответственность передать хозяйствующему субъекту в целях организации профессионального управления/эксплуатации/ремонта/реконструкции;

 

- целенаправленная законодательная подмена технической инвентаризации и учёта жилых строений кадастровым, фактическая ликвидация института техинвентаризации и учёта жилья;

 

- законодательно преднамеренная подмена целей, функций и задач "государственного жилищного надзора" от контроля объективных параметров - технического состояния объектов жилой недвижимости на основе техинвентаризации и учёта к "работе по обращениям с жалобами жильцов" с полным устранением должной ответственности жилищных инспекторов за результаты деятельности;

 

- преднамеренно искажённая система правовых отношений между поставщиками, исполнителями и потребителями коммунальных ресурсов, производителями коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, необъяснимая физически, технологически и экономически трансформация коммунальных ресурсов в коммунальные услуги на границе жилого здания (а, например, не на выходе из котельной);

 

- нелепое выделение в структуре платы за коммунальные ресурсы т.н. "общедомовых нужд" в условиях обязательных требований к расчётам за коммунальные ресуры исключительно по показаниям приборов учёта;

 

- преднамеренное превращение в фикцию целей и функций процесса управления жилой недвижимостью (в классическом виде - в коммерческой недвижимости) процессом управления содержанием и в ограниченном виде - эксплуатацией - неопределённого "общего имущества" - не имеющего ни понятийного, ни юридического, ни учётно-имущественного, ни стоимостного измерения и статуса;

 

- преднамеренно доведённые до абсурда (в пользу поставщиков коммунальных ресурсов и застройщиков) требования к ресурсоэнергосбережению (к энергоэффективности) в многоквартирных домах;

 

- безучётно-отчётное и безответственное законодательное и организационно-методическое обеспечение "капитального ремонта общего имущества МКД" вместо ремонта жилого строения как единой строительной и инженерно-технической системы. Преднамеренное устранение института учёта физического износа в натуральных и стоимостных показателях. В результате - полное отсутствие объективного контроля, учёта и отчётности перед гражданами - собственниками жилья и плательщиками взносов - по объёмам фактически выполненного восстановительного "капремонта" в натуральных и стоимостных показателях, невозможность общественного контроля эффективности выполнения работ по капремонту как в отношении каждого МКД, так и в целом по регионам и стране;

 

- введение налогообложения жилья от "кадастровой стоимости" при одновременной преднамеренной ликвидации технической инвентаризации, учёта и объективной инвентаризационной стоимости, отражающей амортизационный износ строений, привело к внесению колоссального хаоса в жилищную политику в целом.

 

(Жировка из СССР, фото ФБ)

 

В результате, с 2014 года ни по одному "капитально отремонтированному" МКД в стране в публичных информационных системах (кадастровом, техническом учёте) нет сведений об объёмах выполненного "капремонта" и восстановительного износа ни в натуральных, ни в стоимостных величинах.

 

Таким образом осуществлена подмена декларируемых жилищной политикой целей - улучшение жилищных условий граждан России - на безудержное извлечение доходов в пользу узко ограниченного круга лиц.

 

2. Некомпетентность регулятора или хуже?

 

На фоне почти двадцатилетнего порочного правового и нормативного регулирования, "контрольно-надзорные органы" подозрительно беспечно одобряют необоснованный рост тарифов ресурсных монополий, размер платы за содержание и т.н. "капремонт" юридически, физически и количественно неопределённого "общего имущества МКД", создание многочисленных технологических (сетевых) и финансовых (МФЦ, ЕРЦ, ЕРКЦ, банков) посредников для начисления необоснованной платы и вышибания из граждан необъяснимых и несуществующих "долгов" и многочисленных дополнительных поборов в российской системе "ЖКХ".

 

 

Платёжка ЖКХ, названная в народе жировкой, давно убедила граждан России в устойчивой неспособности и/или нежелании государства преодолеть этот бесконечный порочный круг в ЖКХ

 

Попытка концессионными соглашениями разорвать бесконечный порочный круг "отсутствия инвестиций в коммунальный сектор" с очередным перекладыванием нагрузки на тарифы и граждан, введением отвлекающих погремушек в виде "альткотельных" при сохранении собственности у монополистов привела к очередному витку роста тарифов и общей платы за ЖКУ.

 

 

 

Ситуацию к лучшему не изменила и замена одного тарифного регулятора - ФСТ на другого - ФАС. Пятилетние громогласные декларации последнего о запредельных аппетитах поставщиков коммунальных ресурсов и других проблемах:

 

- реализации эффективной тарифной политики, "метода эталонных расходов (затрат)", программ цифровизации процессов государственного регулирования цен (тарифов) посредством Единой информационной системы, отсутствия единого порядка утверждения инвестиционных программ, процедур отчёта об исполнении инвестиционных программ - фактически ни к чему не привели.

 

Не дал результата и широко обсуждавшийся проект закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)"

 

Отсутствие значимых результатов в сфере тарифного регулирования в ЖКХ и надлежащего надзора над развитием конкуренции (её фактически нет) в жилищной сфере могли стать причинами ухода И. Артьемьева с должности главы ФАС.

 

Введение в 2014 году в жилищной сфере лицензирования управляющих жильём привело к фактической монополизации данной сферы с выдавливанием из неё наиболее эффективных частных управляющих компаний. К каким негативным последствиям данное решение, сопряжённое с одновременной ликвидацией института БТИ - объективной технической инвентаризации и учёта жилья и дополнением многочисленными финансовыми посредниками (ЕРЦ, ЕРКЦ, МФЦ, МосОблЕРЦ и пр.) привело можно наглядно увидеть на примере Москвы, Московской области и других регионов страны. В данной системе возникла круговая порука безответственности за результаты "управления, эксплуатации, ремонта", необоснованных и необъяснимых начислений жировок, взносов на "какбыремонт" при отсутствии отчётности и отлаженной фискально-штрафной и административно-судебной системы отъёма средств у черезчур пытливых граждан.

 

 

 

И в данной ситуации - с главного действующего лица - минстройЖКХ как тарифного сорегулятора в интересах развития жилищной сферы и граждан, так и с главного жилищного надзора в интересах развития жилищной конкуренции на основе объективного контроля технического состояния жилых строений, как с гуся вода.

 

 

Кому и за что граждане платят в системе ЖКХ?

 

Но как бы не казались невозможными и невероятными перемены в ЖКХ к лучшему, государству, обществу и специалистам всё же предстоит провести содержательную реформу системы жилищно-коммунальных отношений, которая упорядочит причинно-следственные правовые и экономические связи, устранит преднамеренные дефекты регулирования, снимет наконец необоснованный и неподъёмный груз ЖКУ-платежей с граждан страны.

 

Накопленный опыт и имеющиеся у специалистов наработки и предложения по всем перечисленным направлениям позволяют сделать данное заключение.