Чувства верующих. Что это такое, и как с этим жить
На модерации
Отложенный
О пресловутых чувствах верующих сейчас говорят во всём Мире.
Или лучше сказать так - некоторые "верующие" поставили на уши весь мир, дав волю своим чувствам и натворив таких дел, что волосы на всём теле становятся дыбом, когда натыкаешься на информацию о том, что снова какой-нибудь возмущённый оскорблением своих чувств апологет своей веры нарушил уголовное право в особо зверской форме и тут же прикинулся потерпевшим борцом за свои права.
Я же хочу обсудить вопрос этих необычных и трудно описываемых чувств безотносительно к какого-либо рода конфессии.
Просто раз уж эти чувства настолько ранимые, то важно разобраться в том, что под ними подразумевать, чтобы "не дай бог" не стать причиной их оскорбления.
Вот совсем недавно я наткнулся на одно социологическое исследование.
О его релевантности я не стану распространяться, но именно оно (исследование) послужило поводом для этого текста.
Специалисты фонда "Общественное мнение" провели опрос среди населения на предмет отношения к закону об оскорблении чувств верующих.
Как оказалось, 63% граждан России поддержали уголовное преследование за оскорбление чувств верующих.
Т.е., теперь каждый такой вот "оскорблённый" сможет подать на обидчика в суд и на основании этого заявления будет возбуждено уголовное дело? И это дело может иметь вполне себе не административные, а куда более серьёзные последствия?
И больше половины граждан поддерживают это?
Вот я задумался. И у меня не нашлось ответов...
Зато появилось очень много вопросов.
Ну, например, такие...
Раз чувства верующих, то верующих в кого или во что?
Страна у нас многоконфессиональная. Люди в ней исповедуют разные религии.
Значит ли это, что оскорбляться можно всем верующих хоть во что угодно или в кого угодно?
Подпадают ли в число верующих язычники, сайентологи, свидетели Иеговы и т.п.?
Я знаю, что некоторые религиозные организации признаны в России экстремистскими и запрещёнными.
Не ущемились ли в связи с этим их права?
Не были ли они оскорблены?
Или одни в своей вере ровнее других перед государством и законом?
И как быть с верующими разных конфессий, если пересекутся их интересы?
Одни верят в одного бога, другие в другого, третьи - в третьего.
А некоторые и в одного-то верят по-разному.
Не оскорбляют ли их чувства верующих такие же чувства других верующих или верующих иначе?
А само существование живых атеистов не оскорбляет чувства верующих?
Т.е., наличие неверующих, имеющих своё мнение на предмет сотворения мира иным способом, нежели представляется "верующим", таким, кстати сказать, как учат во всех общеобразовательных школах и институтах всех цивилизованных стран Мира, не оскорбляет верующих?
Или вот очень важный вопрос.
Стоит ли считать такие чувства у "верующего", как голод, желание потрахаться или украсть чего-нибудь, "чувствами верующего", раз они принадлежат "верующему"?
И понесёт ли, например, ответственность дама за оскорбление такого чувства как похоть, отказавши верующему в удовлетворении его чувства похоти "верующего"?
А как узнать, верующий ли это или только придуряется, например, из "выгоды быть оскорблённым" и воспользоваться этим?
Что может являться мерилом веры?
Не религиозности и воцерковлённости, а именно Веры, ведь речь идёт о Вере, раз мы говорим о "верующих".
Что может подтвердить наличие у "верующего" Веры?
Или вот, например, живёт какой-то гипотетический атеист.
Живёт так, что мог бы за праведника сойти, если бы в бога верил.
Ну, к примеру, соблюдает те заповеди, которые не говорят напрямую о боге:
почитает отца и матерь,
не убивает,
не прелюбодействует,
не крадёт,
не свидетельствует ложно против ближнего,
не пожелает жены ближнего своего,
не пожелает имущества ближнего своего
Т.е., живёт как праведник.
Но не соблюдает первые три заповеди:
Я Господь Твой Бог, да не будет у тебя других богов, кроме Меня
Не произноси имени Господа Бога твоего, напрасно
Помни день Господень.
А другой кто-то соблюдает только первые три (см. чуть выше), а вот с семью остальными сложновато.
Ну, может, не задалось как-то.
И вот как бы по поступкам первый даже более праведник получается, чем второй.
Но верующим будет являться второй? Так что ли?
И на основании этого чувства второго будут иметь большее значение, чем первого?
И этот второй будет иметь больше шансов оскорбляться и требовать в суде даже не защиты своих прав, а защиты своих чувств?
Вот тут самая большая непонятка получается.
А она в том, что чувства одних (именно чувства, а даже не права) являются более значимыми, чем чувства других.
Это дискриминация?
И что это за такая особенная категория льготников с какими-то исключительными чувствами, которые требуют их охраны аж на уровне уголовного законодательства?
Что-то много вопросов... Очень много.
Я нигде, ни в одном нормативном акте, регулирующем отношения граждан между собой и отношения граждан к государству, и государства к гражданам, не нашёл прямых ответов на эти вопросы,
а потому могу предположить (может я ошибаюсь, и меня поправят в комментариях), что и нет таких ответов, и актов таких нормативных нет, которые бы чётко давали понять,
что такое "чувства верующих",
кто такие эти "верующие" (кого считать верующим, а кого нет),
и что является "оскорблением чувств верующих"
Поэтому у меня есть ещё один вопрос.
А не ставится ли телега впереди лошади, когда уголовную ответственность готовы одобрять, а вот за что именно, пока ещё не разобрались?
И это ведь больше половины населения, если верить соцопросу
(см. выше).
Так и вспоминается:
"Мнение большинства - всегда ошибочно, ибо большинство людей - идиоты"
Или вот то изречение, которое приписывают Иосифу Египетскому
Мне кажется, что прежде чем вводить уголовную ответственность за
"оскорбление" "чувств" "верующих",
нужно детально разобраться, какой конкретный смысл вкладывается во все эти три слова в отдельности и вместе, когда они попадают в уголовное законодательство.
Иначе такой закон действительно становится тем пресловутым "дышлом" из поговорки, которое можно повернуть так, как угодно.
А пока я вижу, что под оскорблением "чувств верующих" банально маскируется примитивная нетерпимость к чужому мнение, которое отличается от мнения "обиженных".
А вообще (ИМХО) феномен "испытывать оскорбление своего чувства верующего" - это признаки гордыни (одного из смертных грехов) и отсутствия такой добродетели, как "смирение".
Но это уже просто моё личное оценочное суждение.
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России,
5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА
Комментарии