Возвращение Навального: ставки в игре растут

На модерации Отложенный

Возвращение Навального – это несомненно, игра на обострение. ФСИН, запустив историю с переквалификацией условного отбытия наказания на реальное, подняла ставки, в расчете на то, что Навальный скажет "пас". Но Навальный принял вызов и бросил на стол снятое с пальца кольцо. Теперь чисто покерная ситуация: суд должен решить непростую дилемму – поддержать ФСИН и бросить на стол еще одну пачку долларов или спасовать и отказать. При этом все стороны отчаянно блефуют, так что даже не совсем понятно, что у них на руках.

Скажем, условный срок у Навального истёк 30.12.2020. А ФСИН по странному недосмотру обратилась в суд с требованием заменить остаток срока на реальный 11.01.2021, то есть уже по истечению срока. Впрочем для российского правосудия подправить что-то задним числом – не проблема...

Главная же проблема Навального вот в чем: он обладает единственной дееспособной квази-оппозиционной структурой в России. Все остальные "оппозиционные" силы либо прикормлены до состояния недвижимого ожирения, вроде разнообразных коммунистов и им подобных, либо пребывают в бесконечном процессе создания-развала маргинальных камерных тусовок. При этом собственно оппозиции в стране нет – хотя бы потому что нет политики, то есть легальной борьбы за власть. Подковерная политика есть – аппаратные войны (ну, или как их еще называют "борьба Башен"), но это чистой воды византийщина, а не политика в современном смысле этого понятия.

Так вот, структура Навального – чисто персоналистская. Как, к примеру, ЛДПР. И в этом ее критическая проблема. Без вождя такая структура обречена на распад, причем достаточно быстрый. Коллективное руководство, наличие ситуативных лидеров и длинной скамейки запасных – это не про такие структуры. Они всегда заточены под конкретного великого кормчего, и только он исчезает, структура распадается как пристреленный в голову зомби.

Это кстати касается и кремлевского режима – уход Путина немедленно обрушит все его балансы и расклады буквально до фундамента, и сборка новой конструкции будет идти по принципу полного отрицания предыдущей модели. (Что совершенно не исключает реинкарнацию такого же персоналистского режима, просто заточенного уже под другого каудильо).

В этом смысле Навальный – плоть от плоти современной российской деспотии, и кто предполагает, что он за демократию, глубоко ошибается. Уж каким записным демократом был Ельцин, когда ходил на митинги, но попав во власть, выстроил ее в духе все той же поздней КПСС со всеми ее родовыми травмами. Наивно полагать, что деспотичная структура Навального даже теоретически может стать матрицей для демократической структуры управления страной.

Впрочем Навальный – он вообще не строитель, а разрушитель. Что в общем-то сейчас и востребовано. Чтобы строить что-то новое, нужно разрушить что-то старое. Вот потому на данном этапе фигура Навального объективно востребована и даже в каком-то смысле играет прогрессивную роль – но ровно до той минуты, когда режим рухнет. После этого и Навальный, и его структура перестанут соответствовать логике процесса и исчезнут безо всяких репрессий. Эта структура провокативная и деструктивная, ее единственный функционал – "раскачивать бункер". Как только лидера вынесут оттуда вперед ногами, задача раскачивания этого сооружения будет выполнена. А потому пропадет необходимость и в ее структурном оформлении.

Пока же задача остается прежней. Посадят Навального под замок или оставят на свободе – стоящие за ним силы обыграют любой сюжет. Хотя скорее всего власть постарается не допустить его посадки: сейчас задача Кремля закрыть тему неудачного отравления, а арест недоотравленного Навального снова вернет ее в оборот.

Эль Мюрид