В какие дни в РПЦ действует запрет на земные поклоны

На модерации Отложенный

Наступили Святки. Одни прихожане становятся в храме на колени, другие их поднимают. С чем это связано, в какие моменты богослужения кладут поклоны, а когда церковь такое не разрешает. Зачем православные становятся на колени, и что об этом говорит Устав. Вопросов много, поищем ответы.

 

В какие дни в РПЦ действует запрет на земные поклоны

 

Дохристианские славянские культы и язычники Рима, ислам и иудаизм предлагают последователям преклонять главы и колена. Библия говорит о поклоне Авраама у Мамрийского дуба трем спутникам, о разговоре Бога с Моисеем, который стоит на коленях, на Синайской горе. Волхвы кланяются Младенцу, а слепорожденный падает в пыль у ног Христа, что исцелил слепоту.

Зачем падать на землю

Сам Спаситель на Елеонской горе молит Отца на коленях (Лк.22:41), показывает пример усердной молитвы. Земные поклоны выражают предельное отношение к Богу. Человек падает ниц из ужасного страха, самоуничижения или благоговения перед Святыней. Земной поклон символизирует падшее состояние грешника. Подъем после поклона — образ Божьего прощения человечества, пробуждение от порочного сна.

Иеромонах Габриэль (Бунге) считает: «наше коленопреклонение в течение шести дней недели — символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен — это символ Воскресения, благодаря которому мы — милосердием Христовым — были освобождены от нашей греховности, как от смерти»

Такая символичность объясняет канонические правила о запрете стояния на коленях, в дни, когда Церковь радуется будущему Царству, что уготовал Бог любящим Его.

Двадцатое правило 1-го и девяностое 6-го Вселенских Соборов говорят: Русская Церковь не благословляет земные поклоны:

  • в дни «Малой Пасхи» - Воскресения;
  • в двунадесятые и большие церковные праздники;
  • на Святках, дни от Рождество до Крещения,
  • 50 дней от Пасхи до Троицы (Пятидесятницы).

Прямое положение тела в эти дни говорит: «не рабы, но сыны, наследники Божии через Иисуса Христа» (Гал.4:7) славят Господа за свое спасение, за свободу от греха. Земные поклоны таком случае — отказ Небесной радости.

Не сложно возразить, что священники и в воскресные дни земно кланяются во время Божественной литургии, на евхаристическом каноне. Только иереи Божии в этот момент не стоят в рабском поклонении на коленях, а трепещут пред Великой Жертвой Христовой.