Британия накануне массовых протестов.

На модерации Отложенный


Летние каникулы закончились, и теперь мы видим, что реальность похожа на заряженный пистолет в «русской рулетке». Наше будущее - это взведённый курок, который зависит от многих «если». Что если Covid вернётся с такими же плохими последствиями? Что если у нас будет холодная зима и служба здравоохранения не справится с этим? Что если в следующем месяце восемь миллионов рабочих будут оставлены в распоряжение спроса и предложения? Что если следующий раунд переговоров с ЕС по Брекситу потерпит провал, и оставит нас без необходимых международных торговых сделок? Зима недовольства - не столько «если», сколько неизбежность. Это как выстрелить себе в ногу, затем в лицо, и снова зарядить пистолет.

Зимой 1978-79 годов в частном и государственном секторах вспыхнули массовые забастовки. Люди бились за зарплату и против инфляции. Они хотели, чтобы зарплата поспевала за инфляцией, а правительство хотело контролировать инфляцию, откладывая на потом вопрос о зарплате. Эти производственные споры привели к большим проблемам в обществе, но холодной зимой через более 15 лет ситуация стала ещё хуже. Медицинские работники выстроились в пикеты протестов, оставив работать только отделения неотложной помощи в больницах. Водители грузовиков объявили забастовку. Безработица достигла 10%. Лейбористский премьер-министр Джеймс Каллагэн решил, что конференция на тропическом курорте - самое лучшее спасение от политических разногласий, что заставило газету Sun напечатать статью под заголовком «Кризис? Какой кризис?»

В то время внутренние лейбористские разногласия по поводу социализма, которые нарастали в течение десятилетия, проявились в спорах о реформе трудового законодательства и экономической стратегии 1960-70-х. Они разделили партию и настроили избирателей против её руководства. Это закончилось политической катастрофой, приведшей к власти Маргарет Тэтчер, и началом сорокалетнего периода неолиберального капитализма. Историки Алан Скед и Крис Кук написали по этому поводу: «Если срок Уилсона на посту премьер-министра быстро стал считаться провальным, то это чувство провала только усилилось во время срока Каллагэна. Лейбористы оказались неспособны на положительные шаги. Они не могли контролировать инфляцию и профсоюзы, не могли решить «ирландскую проблему» и «родезийский вопрос», не могли исполнить свои обещания по деволюции Уэльса и Шотландии, не могли наладить отношения с Общим рынком, и не могли даже удержаться у власти. Поэтому неудивительно, что Тэтчер сокрушила их в 1979 году».

Нынешние связи и сходства с зимой 1978-79 годов просто поразительны, но есть и одно огромное отличие - в 1970-х не было Covid-19. В то время бушевали политические идеологии, быстро росли антиправительственные общественные настроения, увеличивалась безработица, вспыхивали разногласия внутри Европы и Британского содружества. Сегодня история повторяется. Только на этот раз, в стране могут возникнуть более серьёзные последствия, чем простая смена премьер-министра на внеочередных выборах. И Борису Джонсону, который славится нежеланием работать и отсутствием внимания к деталям, скоро придётся очень туго.

Школы и университеты. Хотя Джонсон и Уильямсон с оптимизмом смотрят на ближайшее будущее, у учителей и директоров другое мнение. О последнем развороте было объявлено в прошлую пятницу, и руководство школ бросилось готовиться к возвращению учеников.

Коронавирус и зимний кризис. Прошлой зимой зарегистрирован один из самых умеренных сезонов гриппа в Британии за очень долгий период. Коронавирус обнаружился, когда обычный зимний медицинский кризис подходил к концу. Если коронавирус вернётся, это приведёт ко множеству осложнений, но всё зависит от тяжести инфекций и уровня смертности. Но если будущая зима станет, как и предсказывается, холодной, то уровень смертности от гриппа может увеличиться до уровня смертности от коронавируса. Но даже если уровень смертности будет в два раза ниже, скажем около 30 тыс. смертей, то экономика загнётся от нового карантина.

Работа из дома против спасения городской жизни. Мэттью Хэнкок считает, что все офисные работники должны вернуться на работу, чтобы спасти городскую жизнь. Эта стратегия наталкивается на сопротивление общественности и вызывает разногласия внутри партии тори. Пока предприятия следуют тактике выживания, включая сокращение всевозможных расходов, владельцы коммерческой недвижимости разоряются, а банкам грозит спад на целый год. Арендная плата, а с ней и доходы, падает. Эти проблемы будут сказываться даже в 2021 году.

Безработица. Канцлер Риши Сунак категорически заявил, что в следующем месяце закончится программа сохранения рабочих мест. Если он выполнит своё обещание, то безработица может вырасти к Рождеству этого года на один миллион. Рабочие и работники среднего класса, которые всегда имели работу, имеют семьи и кредиты, подадут заявки на пособия по безработице, а это наихудшая форма социального обеспечения в этой стране. Не думайте, что эти люди без боя отдадут свои дома.

Брексит. Все серьёзные политические партии и активисты отказались от борьбы против Брексита.

Он уже стал фактом, и ЕС потребуются годы, чтобы снова принять Британию в свои ряды, когда она захочет. Главный вопрос сейчас - что будет с международными сделками? Британия может остаться без сделок. Если это случится, она станет единственной крупной мировой державой без международных торговых сделок. Это принесёт дополнительные проблемы простым англичанам.

Долг. Канцлер Риши Сунак заработал некоторую популярность на своей программе сохранения рабочих мест. Но теперь он собирается отменить её и повторить худшую ошибку тори, когда худший канцлер в британской истории - Джордж Осборн - выступил против кейнсианской экономики и объявил о режиме жёсткой экономии, в то время как страна нуждалась в финансовом стимулировании. Эта политика ухудшила жизнь миллионов и была названа классовой войной. Сунак рассматривает возможность повышения налогов на предпринимательство и доход, хотя именно сейчас нужно поощрять предпринимательство, которое выискивает новые возможности для выхода из кризиса. Это может привести к массовым протестам и падению тори.

Правительство и власть. Забросив законодательную деятельность в сельскохозяйственном, рыболовном, иммиграционном, торговом и рыночном секторах во времена Брексита, правительство все свои усилия направило на неолиберализацию. Гражданская служба столкнулась с программой Доминика Каммингса «Сильный дождь», которая заключается в полной реструктуризации этой службы сверху донизу для продвижения контрактов с компьютерными фирмами. В разгар пандемии Национальная служба здравоохранения оказалась на пороге полной приватизации, а Министерство здравоохранения - на пороге расформирования. Нам обещают, что эти коррумпированные и бюрократические учреждения волшебным образом улучшатся и будут работать как надо. На самом же деле, нам грозит новая волна аутсорсинга, приватизации, коррупции и разгильдяйства. Неполноценность власти вызовет дополнительное недовольство в народе.

Внутренние раздоры. К тому времени, когда страна узнает, что принесёт весенний бюджет, кризис зимних месяцев станет для всех очевидным. Неправильная реакция на медицинский и пандемический кризис и экономический спад превратятся в политический кризис. Парламентарии будут истощены и раздражены многочисленными провалами, кризисами, нерешительностью, общественными насмешками и полным отсутствием компетентности в правительстве, даже в сфере сохранения власти. Репутация партии тори в области макроэкономической политики, которая уже подорвана, будет разорвана в клочья. Их провальная политика жёсткой экономии, продолжающаяся уже более десятилетия, привела к катастрофическому падению уровня общественного здравоохранения.

Этим кризисным летом теневой министр по выходу из ЕС Кир Стармер лишил тори рейтингового перевеса в 26 пунктов. Но если бурная зима ознаменуется продолжением политической дезорганизации и дефективного управления на местах, которые приведут к усугублению медицинского и экономического кризисов, то Джонсона принесут в жертву ради спасения партии и продолжения программы выхода из ЕС. Брексит, который раньше считался фанатичной идеологией, теперь считается общественностью утомительными и навязчивым бременем, которое наложено на страну в самый неподходящий момент. Положительные стороны Брексита будут сдуваться, а отрицательные расти. И всё это только усилит народное недовольство, когда первые весенние дни заставят людей выходить на улицы.

Единственное, что может улучшить эту ситуацию, это мягкая зима и затихание пандемии коронавируса. Безопасная, эффективная и доступная для всех вакцина может стать огромным подспорьем. Торговый договор с ЕС может стать огромным подспорьем. Однако, это правительство поставило страну в такое тяжёлое положение, которое зависит от многих «если» и чудес, что ему уже не верят. У нас нет больше сильного и стабильного правительства. Даже в более спокойной обстановке ленивый и некомпетентный подход к работе Бориса Джонсона навлёк бы на страну такие беды, которые пришлось бы исправлять несколько лет. В этот шторм он и его жалкая команда бросили штурвал, и наш корабль несётся на скалы. Это правительство - общенациональный провал, за который нам всем придётся платить. И эта цена окажется непосильной для очень многих.

Это правительство может предложить лишь ещё больше лозунгов, раздоров и провалов. В реакционной панике оно поддерживает противников вакцинации и масок. Оно усиливает политических маргиналов, которые стремятся к тирании, прикрываясь лозунгами о свободе и демократии. Оно выводит на передний план расистов, националистов, бандитов и экстремистов, пытаясь натравить друг на друга людей. Нас ожидает Зима недовольства. Гнев и недовольство станут явными. Такова судьба нашего Титаника, который нуждается в серьёзном капитане, а не в развратном болтуне, который создаёт анархию, приносящую прибыль самым богатым. Британия недостойна этого. Правительство не хочет, чтобы народ понял, что его обманывают. Оно не хочет, чтобы люди задавались вопросом, почему это происходит. Оно не хочет, чтобы наша страна объединилась и поняла, кто во всём этом виноват. Оно не хочет, чтобы мы сами, а не Джонсон и другие паразиты, определяли, куда должен плыть наш корабль.


Источник: Britain’s Coming Winter of Discontent – What It Looks Like, truepublica.org.uk, September 03, 2020.