Первый деградирует?

На модерации Отложенный

Государство приняло решение «оздоровить» главный телеканал страны.

В пятницу опубликован Указ президента России Владимира Путина об увеличении уставного капитала Первого канала путем дополнительного выпуска акций. «Принять предложение правительства РФ об увеличении уставного капитала акционерного общества "Первый канал" путем дополнительного выпуска акций и их реализации негосударственным акционерам при обеспечении сохранения доли РФ в уставном капитале этого акционерного общества в размере не менее 34% голосов на общем собрании акционеров акционерного общества "Первый канал"», – говорится в тексте документа.

Ранее в пресс-службе Минцифры РФ сообщили, что государство снизит свою долю в уставном капитале Первого канала с 51% до не менее 34%, получив «золотую акцию» в компании. В ведомстве отметили, что увеличение уставного капитала «принято ввиду необходимости финансового оздоровления Первого канала». Новым председателем совета директоров канала при этом стал помощник президента РФ Максим Орешкин, который ранее руководил Министерством экономического развития РФ.

 П

 

По уши в долгах

 

Для чего это сделано? Дело, прежде всего, в том, что Первый канал, который уже много лет возглавляет Константин Эрнст, — по уши в долгах. Еще в 2018 году долги превысили 20 млрд рублей — почти две трети его годовой выручки.

 

По итогам прошлого года «Первый» получил 4,6 млрд рублей чистого убытка при выручке 27 млрд рублей. Как свидетельствуют СМИ, канал задолжал буквально всем: и производителям сериалов, и создателям документального кино, и компаниям, которые занимаются компьютерной графикой, и другим подрядчикам.

 

По итогам января-ноября 2020 года он уступил лидерство телеканалу «Россия-1» по уровню среднесуточной доли аудитории, как в крупных городах России, так и по всей стране. И это уже тенденция последних пяти лет. Как свидетельствую эксперты, Первый канал опустился на третье место в рейтинге популярности телеканалов за июль 2019 года. Его обогнал НТВ, а первое место у «России-1». «Первый» уже даже и не второй. Поэтому снижение доли государственного участия в канале и одновременно меры по укреплению контроля за ним государством, — логичный и оправданный шаг.

Как считает известный политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков, приватизация «Первого» обусловлена тем, что казна уже не способна содержать две телекомпании — его и ВГТРК. Но главное в том, что оба эти главных государственных телеканала по объему своей аудитории (менее 30 миллионов человек) как минимум в два раза меньше аудитории поисковых монополистов — «Яндекса» и «Гугла».

По словам Третьякова, проигрывая в аудитории, «Первый» проигрывает и в рекламе, количество которой снизилось в последнее время из-за санкций. «У Первого канала образовались убытки. Рано или поздно нужно было делать выбор. Зачем два канала, если проведение государственной информационной политики в чистом виде обеспечивает "Россия-1"? Зачем второй такой же канал, зачем его содержать за счет в значительной степени государства? Тем более что Первый канал является акционерным обществом и юридических обязательств по этой поддержке у бюджета нет», — сказал Виталий Третьяков. Поэтому государство старается сейчас спасти Первый канал от деградации и сделать рациональной его коммерцию.

По мнению Третьякова, главная интрига предстоящих преобразований — вопрос о гендиректоре канала. Третьяков считает, что лицо, которое занимает эту высокую должность, в первую очередь отвечает за рейтинги и выбор контента. Эксперт также добавил, что каналу требуется серьезное обновление. Для того чтобы сохранить высокие рейтинги, нужно серьезно поменять подход к выбору контента.

 

Развлекательные программы приносят больше просмотров, а значит – больше рекламодателей и прибыли. При этом нельзя скатиться на уровень бесконечных шоу. В сетке вещания должны остаться социально значимые передачи. Необходимо решить сложную задачу и найти «золотую середину», которая позволит обеспечить доходность ресурса, а также сохранит его общественную значимость.

 

Третьяков уверен, что «золотая акция» обеспечит государству общеполитический и кадровый контроль над Первым каналом, именно для этого председателем совета директоров назначен Максим Орешкин, имеющий политические и административные властные полномочия.

 

 

Деградация Первого

 

«Столетие» уже не раз писало о проблемах нашего телевидения, о постоянно вспыхивающих там скандалах, о скабрезных ток-шоу про разводы кинозвезд и их похождения, о низкопробном юморе «ниже пояса», о провальных и пошлых передачах. Опозорилась даже популярная некогда «Что? Где? Когда?» Один из ее бывших кумиров Александр Друзь был уличен в неблаговидном поступке, однако вскоре, как ни в чем не бывало, снова появился в эфире.

Особенно резкая критика общественности звучит в адрес скабрезных программ. На экран постоянно выносятся всякого рода грязные и откровенно пошлые истории: разоблачение супруги Армена Джигарханяна и тайн его личной жизни, под раздачу попала и семья Шукшиных — из-за этих эфиров Лидия Федосеева-Шукшина три раза находилась при смерти. С канала стали уходить актеры и актрисы, телеведущие. А скандальная героиня «Дом-2» Ксения Собчак, несмотря на протесты общественности, неожиданно оказалась в роли ведущей общественно-политического шоу в прайм-тайм.

Год за годом бурные протесты возмущенных зрителей вызывают новогодние шоу на «Первом». Дело доходило даже до петиций, собиравших в сети сотни тысяч подписей. Возмущение вызывает засилье на новогодних концертах и «Огоньках» одних и тех же шоуменов и давно всем набивших оскомину надоевших и состарившихся поп-звезд.

Особое чувство неловкости возникает, когда в зале, слушая их выступления, сидят разодетые в пух и прах те же самые «звезды» и, натужно изображая восторг, бурно аплодируют своим же коллегам. Складывается впечатление, что элитарная тусовка развлекает с экрана саму себя, вообще напрочь забыв о том, кому должно служить телевидение.

Возмущение вызывает шоу «Давай поженимся!». Лариса Гузеева не раз грубо высказывалась в адрес участников программы, материлась в эфире. Новая ведущая Юлия Барановская стала жестко высмеивать некрасивых и неухоженных участниц «Модного приговора», а косноязычная Надежда Бабкина откровенно рассказывала о своей бурной сексуальной жизни в молодости, рекомендуя всем «серым мышкам» «открыть свои чакры для мужиков».

В сетях до сих пор обсуждают, как на «Голос. Дети» певица Алсу и ее супруг совершили махинации с голосами в пользу своей дочери Микеллы. А сейчас в СМИ подняли тему возможных взяток со стороны ведущих «КВН». Якобы за внушительные суммы клан Масляковых решает, кому шутить, а кому нет.

 

У многих уже давно сложилось впечатление, что ради повышения рейтингов с целью привлечения рекламы и доходов руководство Первого канала вообще сделало ставку именно на скандалы. Но судя по непрерывному росту долгов, и эта ставка провалилась.

 

Еще в октябре в своем видеообращении к сотрудникам генеральный директор телецентра «Останкино» Михаил Шубин жаловался: «Долг Первого канала пять лет висит над нами дамокловым мечом. И этот меч уже буквально в миллиметре от нашего сердца». Из-за этого «Останкино» начало сокращать сотрудников и может даже, как пишут СМИ, остановить вещание.

Говорят, что сильный удар по Первому каналу нанес еще и переход отечественного телевидения на цифровое вещание. Раньше по всей стране только один-два канала и принимали, а сейчас у нас 20 федеральных каналов по всей стране, и «Первый» неуклонно теряет и долю, и значимость, считают специалисты.

 

 

Провал менеджмента

 

Наше телевидение «умирает». Его аудитория неумолимо сокращается со скоростью миллион зрителей в год. Об этом с тревогой заявила недавно главный редактор МИА «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян в эфире радиостанции «Говорит Москва». «Наше государство много лет полагалось на телевидение, и телевидение много лет было главным инструментом донесения информации до общества. А сейчас — нет. Сейчас главное телевидение в России — YouTube. Просмотры YouTube несравнимы с просмотром других программ на телевидении», — сказала Симоньян.

 

А это значит, что государство теряет контроль над обществом, особенно над сегментом молодой аудитории. Отсюда и все эти молодежные бунты, «прогулки по бульварам», появление на либеральных митингах «несогласных», где призывают к разрушительным майданам студентов и школьников, и т.п.

 

Считают, что одна из главных причин упадка нашего телевидения еще и в том, что нашими главными каналами много лет руководят одни и те же люди. И результаты их деятельности, о чем свидетельствует не только деградация многих программ, но и рост долгов, плачевны. А потому, быть может, стоит начать с того, чтобы перенять полезный в этом деле иностранный опыт? Там руководители государственных телеканалов являются не постоянными работниками, а людьми, работающими по контракту строго ограниченный срок — три-четыре года. Идет постоянная ротация и тех, кто руководит телеканалами, и тех, кто на них выступает. В противном же случае — творческий застой неизбежен.

На нашем же телевидении образовалась своего рода «мафия», которая «чужаков» не пускает. А как иначе назвать то, что сложилось сейчас на государственном ТВ, где одни и те же люди, захватившие его в развальные 90-е, сидят десятилетиями? Сами себя самим себе и показывают. А точнее — сложившаяся на канале и вокруг него либеральная тусовка занята самообслуживанием и пиаром самой себя.

Многие считают, что проблемы «Первого» обусловлены именно неэффективностью самого Константина Эрнста в роли генерального директора. «Эрнст — очень плохой бизнесмен. Недаром он раньше был генпродюсером и никогда не был гендиректором, это разные профессии. У него слишком большая творческая жадность, он хочет все снимать, все запускать, заказывать больше, чем нужно. Про деньги он обычно говорит так — я разберусь, это мой вопрос. Вы делайте», — высказал мнение о нем топ-менеджер одного из телеканалов.

 

В прежние времена на всю обоснованную критику в свой адрес Константин Эрнст и коллеги неизменно твердили — рейтинги есть, значит, смысла менять что-либо нет. Мол, и так «пипл хавает». Но вот сейчас и прежних рейтингов уже нет, и зритель отказывается «хавать» то, что ему усиленно навязывают, а есть конкуренция, в которой «Первый» с треском проигрывает.

 

Но никаких перемен на нем пока не видно. Именно поэтому государство и решило навести, наконец, на главном канале страны порядок. Но что из этого выйдет, и насколько радикальными будут перемены и очищение телевизионных «авгиевых конюшен» от «мусора», мы с вами скоро увидим.