«Боже, Царя храни», или Не пора ли нам вернуться к самим себе?

На модерации Отложенный

Автор: Александр Гончаров

6 января 1834 года / 25 января 1833 г. состоялось первое официальное публичное исполнение гимна Российской Империи «Молитва русского народа» или «Боже, Царя храни!», авторами которого являлись прославленный поэт Василий Андреевич Жуковский и композитор Алексей Федорович Львов. Гимн получил высочайшее одобрение Императора Николая Павловича.

Это событие произошло не случайно. Указами Императора Александра I Благословенного (от 1812 и 1814 гг.) на Рождество Христово предписывалось празднование Дня Победы над «двунадесятью языками», пришедшими с войной в нашу державу, во главе с Наполеоном Бонапартом.

День Победы русской нации и русского оружия в Первой Отечественной войне осознавался весьма значимым праздником. Никогда еще со дней Смуты XVIIвека Россия не испытывала такой страшнейшей военной нагрузки со стороны врага. Нация подверглась тяжелейшему испытанию и с честью его вынесла, потеряв на полях сражений многих настоящих героев и сыновей Отечества, знавших, за что они сражаются и умирают.

В гимне звучало:

 

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Василий Жуковский использовал незначительную часть своего стихотворения «Молитва русских», созданного в 1815 г. и являвшегося гимном, звучавшим под мелодию британского гимна вплоть до 1833 г. Вместе с гениальной музыкой Львова Россия получила лаконичный, но в тоже время легко запоминающийся гимн, передающий в полной мере смысловой аспект русской государственности и русского бытия.

Герб, гимн и флаг ныне являются непременной атрибутикой любого независимого государства. Если угодно, они показывают лицо государства, направленное, как вне, так и внутрь страны.

Русский гимн «Боже, Царя храни!» четко расставлял по ранжиру основные ценности державы и соответствовал лозунгу, сформулированному выдающимся государственным деятелем – графом Сергеем Семеновичем Уваровым: «Православие, Самодержавие, народность».

В гимне на первом месте идет Бог, на втором – хранитель и защитник державы – Русский Царь, слова «на славу нам!» свидетельствуют о народности и общем единстве национальном единстве без разделения на классы и сословия. Власть в гимне не размыта, а персонифицирована. Она показана правдиво и без каких-либо скрытых подтекстов. А Россия представлена как Православная Империя. Русский гимн удивительно честен и ясен. Он имеет свой национальный лик.

Кстати, не стоит насмехаться над тем, что до 1833 года использовалась музыка английского гимна. Великобритания была дружественным государством и к тому же, так через музыку, Российская Империя манифестировала себя ровней Британской Империи, как сильнейшее государство Европы в первой половине XIX столетия. Переход на музыку Львова означал подчеркивание особого статуса России как самодостаточной державы.

В 1917 году Временное правительство, буквально через несколько дней после насильственного отстранения Государя от власти, приняло в качестве гимна «Рабочую Марсельезу». Этот факт говорит красноречивее любых слов. Все разговоры об Учредительном собрании и свободном избрании формы обустройства государства уже изначально являлись ложью. «Марсельеза» – это прямое заявление о переходе к республике.

«Временщики» отнюдь не интересовались волей народа. Они все решили. В этом выразилось отношение к русской нации как «быдлу», «толпе», «черни».

А если учесть, что в качестве стихотворной основы гимна рассматривался вариант «народника» П. Л. Лаврова, то обман русского народа предстает во всей своей выдающейся наглости и вопиющего хамства. У Лаврова, например, говорилось:

 

Не довольно ли вечного горя?

Встанем, братья, повсюду зараз –

От Днепра и до Белого моря,

И Поволжье, и Дальний Кавказ.

На врагов, на собак – на богатых,

И на злого вампира – царя

Бей, губи их, злодеев проклятых,

Засветись, новой жизни заря.

О чем здесь сказано? Да, о великой тупости народа, «терпевшего вечное горе», управляемого «собаками» и «вампиром-царем»! «Народник» Лавров сам народ расценивает очень низко. И, извините, идея «бить и губить злодеев проклятых», ради того, чтобы засветилась «новой жизни заря», попахивает откровенным сатанизмом – чем больше крови, тем демон сильнее! И не стоит думать, что данный комментарий – преувеличение. Достаточно вспомнить, кто такой Люцифер…

Февраль 1917 года – не случайная прелюдия к Октябрю, но прямой путь к нему.

Большевики «подарили» России новый гимн – «Интернационал» (в переделке А. Коца):

 

Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был никем – тот станет всем!

 

В гимне нет ничего национального, русского, самобытного. Помилуй Бог, причем здесь Россия, если надвигается Всеземношарная Советская республика!

И только перед окончанием Третьей Отечественной войны, в 1944 году появляется гимн (музыка – А. Александрова, стихи – С. Михалкова и Г. Эль-Регистана), несущий в себе хоть какие-то державные смыслы. С 1956 по 1970 год гимн исполнялся без слов, из-за присутствия строки: «Нас вырастил Сталин – на верность народу». В итоговом, отредактированном виде гимн с 1970 г. использовался до 1991 г. Текст любопытен:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

 

Припев:

Славься, Отечество, наше свободное,

Дружбы народов надёжный оплот!

Партия Ленина – сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил:

На правое дело он поднял народы,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

 

В победе бессмертных идей коммунизма

Мы видим грядущее нашей страны,

И Красному знамени славной Отчизны

Мы будем всегда беззаветно верны!

 

В гимне утверждается вечность советской власти и бессмертие коммунизма. Чем все закончилось в 1991 году мы теперь знаем.

Современный гимн Российской Федерации в словесном плане в большей или меньшей степени соответствует советскому гимну, но имеет отсыл к Творцу. В музыкальном плане он – почти точная копия последнего гимна СССР. И ему далеко до смысловой значимости «Молитве русского народа».

Вывод напрашивается сам собою: на подсознательном уровне нынешние россияне продолжают жить в Советском Союзе, которого уже нет, а Российская Федерация – не наследница Российской Империи (хотя и пытается быть ею!), но осколок погибшего коммунистического государства.

Ползучая ресталинизация общественной мысли и усилившиеся нападки на Церковь Русскую, таким образом, не есть некий удивительный и неожиданный феномен, но закономерный и естественный процесс, порожденный сном советского обскурантизма, вспоминающего прошлое, которого не было. И лишь тогда, когда официально в государственных учреждениях и школах снова запоют «Боже, Царя храни», можно будет сказать, что Россия вышла из сумерек.