Элла Грайфер: Храм жертвы и его жрецы

На модерации Отложенный

Лидер оппозиции Яир Лапид, чей папа Томи Лапид несколько лет был главой «Яд Вашема», направил сегодня на имя премьера письмо протеста против назначения Эфи Эйтама. Мотивировка:

«Когда Эйтам командовал бригадой «Гивати» в начале 1990-х годов, то против бойцов бригады были два судебных дела по обвинению в издевательстве над палестинцами».

И хотя сам Эйтам не был под судом, Лапид считает, что:

«… назначение Эйтама отодвинет от «Яд Вашема» либеральные еврейские общины и превратит этот священный институт в объект споров и конфронтации, а также сыграет на руку антисемитскому движению по бойкоту Израиля».

О чем тут спор? Об очередной престижной (не исключено, что и весьма хлебной) должности, на которой обеим сторонам желательно иметь «своего» человека? Нет, тут дело серьезнее. Вы будете смеяться, но перед нами пример подлинно идеологических разногласий.

Теперь я начинаю понимать, что отцы-основатели действительно имели веские причины не спешить с музеем Холокоста и не давать привилегий выжившим. Разумеется, заметив, что страны антигитлеровской коалиции САМИ заинтересованы в педалировании этой темы, прагматичный Бен Гурион не замедлил этим воспользоваться, но ухо держал востро и не купился ни на сталинскую риторику, ни на европейские слезы, ни на немецкое раскаяние.

По его мнению — которое я вполне разделяю — европейцы сделали это, потому что могли, значит, надо сделать так, чтобы это им больше не удавалось, т.е. создать возможность, себя защитить. О том, почему у европейцев возникло желание устроить Холокост, можно проводить диспуты и писать диссертации, создавая соответствующие музеи, институты и т.п., но это уж потом. А налаживать отношения с разными царствами-государствами следует на основе взаимной выгоды, как оно исстари и повелось.

Для сионистов «Яд Вашем» — дело наше внутреннее. Памятник НАШИМ убитым, музей НАШЕЙ истории, из которой выводы делать надлежит в первую очередь нам самим. Можно, конечно, и другим, кому интересно, никакому Льву Гумилеву не заказано философию изобретать на примере истории Великой Степи, это — дело личного выбора. Нам — нужно, а прочим всем — можно, если захочется.

Яир Лапид видит ситуацию совершенно иначе. «Яд Вашем» для него «священный институт» — не в том смысле, в каком священным по определению является всякое надгробье, да еще на ТАКОЙ братской могиле, нет, тут он оказывается как бы представителем «либеральных еврейских общин» — тех самых, для которых, согласно опросам, существование Израиля приоритетным не является. Почему же таким приоритетным является влияние на «Яд Вашем», которого они не уступят без споров и конфронтации?

Конечно, он нужен им не как институт истории, ибо для левых — не только израильских — история ценности не представляет, учить ее незачем (вспомните Переса), тем более безразлична им, «общечеловекам», история НАША.

«Прихватизировать» Яд Вашем они стремятся, дабы превратить его в храм самой популярной ныне религии «Прав Человека».

Ведь самое первое, самое основное право — это право на жизнь. А поскольку как раз за нами это право отрицали (и «либералы» очень настаивают на том, что отрицание это было в истории уникальным), кому как не уцелевшим потомкам убиенных поучать наивное человечество — что такое хорошо, и что такое плохо!

Очень многим такое рассуждение кажется убедительным, хотя… Имеет ли право тот, у кого кошелек в автобусе вытащили, читать нам лекции о пользе честного труда? А вдруг он и сам мошенник (что для карманника, конечно, не оправдание)?

Для сионистов ситуация «жертвы», как минимум, — беда, если не вина. Для левых — она источник статуса и морального авторитета. Именно под нее истолковывают они материал музея, строят его экспозицию, ради этого водят туда иностранных дипломатов и требуют преподавания истории Холокоста в школах всех народов. ОНИ должны вечно помнить, а МЫ — вечно им напоминать, храня безупречно белыми свои одежды агнцев.

Не случайно Лапид упоминает про «два судебных дела по обвинению в издевательствах над палестинцами». Этот аргумент я в разных проарабских текстах встречала не раз и не два: Ну как же вы, евреи, что сами были жертвами?.. (а в подтексте — так ими же и оставайтесь, вам не привыкать!). Это действует. Даже весьма мною уважаемая Хава Альберштайн восклицает в полной растерянности: «Была я агнцем, а нынче — волк / И кто же я теперь, не возьму я в толк». И нет никого, кто бы объяснил бедной женщине, что волками мы не случайно стали, а потому, что агнцами надоело быть, и третьего не дано.

Для совсем уж наивных поясняю: если по такому поводу уголовные дела завели, значит израильская армия весьма гуманна — ни в одной арабской стране никого за такое никогда не судили, там над гражданскими издеваться — в порядке вещей, хоть над чужими, хоть над своими. Но, как правильно понимает Лапид, для «либеральных еврейских общин» сравнение с другими армиями совершенно неприемлемо. Это же, по сути, отказ от того самого статуса уникальной «жертвы», что очень дорог «либералам», видящим себя в мечтах жрецами международного храма «Яд Вашем».

Только вот, не все мечты сбываются. Возможно, Лапид и иже с ним вправду верят, что «антисемитское движение по бойкоту Израиля» можно остановить правдивыми рассказами о Холокосте… Блажен, кто верует… Волна антисемитизма в современном мире поднимается вне всякой связи со словами или делами евреев, причина у нее та же, что и у предыдущих: кризис «почвенных наций», который они, по той же схеме, очень хотели бы победить жертвоприношением, тем более, что некоторые мечтатели сами напрашиваются им в жертву…