«Двуногие без перьев» и их пространства.

На модерации Отложенный

 

«Среди прочих животных на планете существуют  Homo sapiens – «двуногие без перьев», интересующие нас в первую очередь, поскольку мы сами относимся к этому виду живых существ. Представители этого вида широко распространяются

по территории всей Земли благодаря своим повышенным адаптивным способностям, эти способности делают их непохожими друг на друга».

(Л. Гумилев « Конец и вновь начало»).

 

Взгляд человека на мир, это взгляд наблюдателя и действующего субъекта. Попробуем условно разделить всю реальность на три специфические «пространства»:

 

Первое: «пространство внутреннего мира человека» - его «Я».

Это пространство разнообразных и субъективных ощущений, чувств, эмоций, мыслей человека. Это «пространство» - реально находится в определенном физическом пространстве-времени, в конкретной  мозговой структуре того или иного человека обладающего определенным сознанием.

 

Второе: «пространство коллективного мира» - наше «Мы».

Это конкретное наполнение культуры того или иного сообщества, со своим языком, своими смыслами, образами и понятиями о ценностях, моралью, верованиями, т.е. коллективным мировоззрением.

Пространство «Мы», не есть абстрактная субстанция,  существующая не известно  где,  и не есть простая сумма различных пространств «Я».

Это  реально существующее в каждом социуме, исторически сложившиеся, идей и концепции, моральные и этические нормы, обычаи, все то, что  отображает общественное мировоззрение и объединяет различные «Я» в единое и целое «Мы».

Пространство «Мы» глубже «Я». Разрушьте общество, люди, как таковые, могут и остаться, с их индивидуальными «Я». Но той «глубины», и качества,  которые присущи единому и целому «Мы» уже не будет.

 

Третье: «пространство внешнего мира» - мир «Это».

«Это» есть: непосредственно человек, как физический объект с его телом и мозгом; конкретное общество с его социальным устройством и материальной культурой и наконец,  весь огромный остальной  физический мир. 

Все то, на что можно «указать пальцем», что можно пощупать, потрогать и понюхать, что можно измерить и взвесить, определить органами чувств или различными приборами. Это есть  реальность, кроме условно выделенных нами  пространств «Я» и «Мы».

 

Каждые,  пространство имеют свою «глубину», т.е.  число включенных в себя уровней сложности, свою «естественную иерархию».

Первой, наименее «глубокой» и соответственно наиболее обширной, в количественном отношении является мир «Это».

Мир «Я» появляется только при возникновении необходимых и достаточных «граничных условий» в мире «Это». 

Мир «Я» включает в себя часть мира «Это», но он уже  выходит за его границы.

Появляется то, чего не было в мире «Это», а именно осознаннее  самого себя.

Мир  «Мы» зарождается на основе и на базе мира «Я».

Обществу надо,  не только появится, как таковому, не только включить в себя различные миры «Я», но и выйти за их  границы, осознать себя, как нечто,  более целое, чем простая сумма частей «Я».

Мы можем сколь и как угодно соотносить и ранжировать человека в окружающем мире, но осознание, что в основе самого существования мира «Я» лежит мир «Это», а мир «Мы» основан на  мире «Я» крайне важно и принципиально. «Пространства»  «Я» и «Мы» обладают тем, чего нет в пространстве «Это».

У них своя специфика, свои возможности и особенности, их нельзя просто свести к «Это», они  качественно другие. Все,  что есть в пространстве «Это», также  присуще пространствам  «Я» и «Мы», однако то,   что уже есть в «Я» и в «Мы», еще нет в пространстве «Это».

 

 

Определив три пространства:  «Это», «Я» и «Мы»,  имеющих   различную  «глубину»  и  содержание,  далее  вполне   логично предположить,  что  для описания  и  понимания  каждого из них необходимо применять  и соответственно различные понятия, т.е.

свои языки.

 

Язык пространства «Это» - объективный,  однозначный и нейтральный.

Он служит для описания поверхности без глубины.

Это монолог, не зависимо от того, где находится описываемое:  внутри нас, как например мозг, или вне нас, как например экосистема;

Язык пространства «Я» - заключен в диалоге, он уже предполагает наличие  субъективного понимания, различных смыслов и интерпретаций;

Язык пространства «Мы» - базируется на общепринятом понимании, он выражен в культурном соответствии человека  и  общества.

 

Для примера,  использования этих языков рассмотрим такое понятие, как  истина.

 

- «Истина факта».

Вы заявляете то или иное суждение относящиеся к пространству «Это».

Например: «за окном идет дождь» и я  могу проверить ваше утверждение.

Поверяя тот, или иной факт,  я нахожу его соответствие  существующей реальности  или нет. На основании этого я или соглашаюсь с вами  и говорю, что это истинно или отвергаю. Истина факта или просто истина имеет отношение к пространству внешнего физического мира.

- «Истина суждения или  правда и ложь».

Совсем другое, когда мы говорим с вами о внутреннем мире «Я», о ваших мыслях, идеях, образах. Здесь я не могу так же проверить ваше высказывание, как это было с миром «Это». Я могу только поверить, что вы говорите правду, или понять, что вы лжете. Причем вы можете говорить ложь, но верить, что это правда, вы можете лгать самому себе. В этом случае, мне необходим диалог с вами, я должен интерпретировать ваше высказывание, чтобы сделать какой-то вывод.

Правда и ложь,  субъективные понятия пространства внутреннего мира человека, его сознания.

- «Взаимное понимание или культурное соответствие».

В мире «Мы», я не обязан соглашаться с вами, но,  по крайней мере,  я должен хотя бы понять вас, а для этого мне необходимо быть в пространстве вашей культуры. Владеть вашим языком, знать нормы вашей морали, этики, что позволит мне общаться с вами, договариваться по тем или иным вопросам, т.е. быть в едином жизненном пространстве вместе с вами. Здесь важна не истина, как факт, не доверие, как фактор общения, а совместное взаимопонимание, что дает мне осознание  правоты, или неправоты, справедливости, или несправедливости, а в итоге  возможности нашего совместного существования и действия.

 

Возникает резонный вопрос: «Для чего нужно это разделение?»

Хотя бы для понимания того, что  разные пространства существуют на различной глубине, что  они не тождественны, а значит, полностью не сводимы друг к другу.

Истина - объективный, и независимый от нашего сознания и восприятия факт, как утверждал философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976): «Не мы предполагаем истину, но она /своим бытием/ делает возможным нам что-то… предполагать.

Правда,  же - это наше субъективное восприятие. И если мы утверждаем, что что-то истинно, то  это довольно часто совсем не обязательно так, это всего лишь то, что мы воспринимаем  в данный момент под истинной, т. е.  наша – правда. А  правда, как известно у каждого своя.

То же относится и к справедливости -  которая базируется на  нашем  восприятии. Все ратуют за справедливость, только вот понимает под ней каждый свое.

Все  три понятия  меняются вместе с  реальностью. Меняются  конкретные условия мира «Это», а значит и его истины, меняется личность, как и ее представление о правде,  социум  изменчив, как и его понятия о справедливости.

И если мы  верно применяем  различные языки /понятия/,  к разным пространствам, мы получаем более полное, восприятие существующей реальности.

Что бы мы не говорили, мы должны помнить, о чем мы говорим и как говорим.

Примечательно, что еще Бенедикт Спиноза (1632-1677г.) голландский мыслитель из Амстердама в 17-ом веке в труде: «Этика, доказанная в геометрическом порядке»

указывал на распространенную среди людей неправомерность применения понятий относящихся непосредственно к человеку, т.е. к миру «Я» и «Мы», на окружающую природу  физического мира «Это».

 

«Люди предполагают, что все естественные вещи действуют так же, как они сами.

Каждый судит о вещах сообразно с устройством своего собственного мозга, своей способности воображения. Способы, какими обыкновенно объясняют природу, составляют различные роды воображения и показывают не природу вещи, а лишь состояние /человеческого/ воображения».