Что такое свобода
На модерации
Отложенный
Распространено представление о свободе, будто это возможность что-то делать для получения некого эффекта, какой-то пользы для себя или общества, или для избавления от каких-то связывающих ограничений. Это обычно трактуется, как "свобода для" и "свобода от".
Человек живёт в среде, перенасыщенной ограничениями: естественными, как притяжение, как необходимость есть, пить, дышать, состоянием организма, и искусственными - нравственными, привитыми воспитанием, введёнными законом. Но нигде не говорится, какие ограничения достаточно убрать, чтоб наступила свобода.
Какой показатель может служить индикатором наступления свободы. Когда же она может наступить, если человек никогда абсолютно свободным быть не может? Может свобода - утопия?
Над воротами Дахау был лозунг: "Труд делает свободным". Возможно, это парафраз евангельской цитаты «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Но рабский труд не делал раба свободным. А где истина? Сейчас на земле несколько тысяч различных вероисповеданий, и в каждом своя истина. Но она одна и она никому не известна.
Тогда что может служить показателем свободы для конкретного человека? Есть ли он?
Есть. Прежде всего, он в ощущении, что человеку ничего, кроме того, чем располагает, не нужно. Это первое необходимое условие достижения свободы.
Если человек в чём-то дополнительном нуждается, а за получение этого необходимо бороться, он уже несвободен. Любая деятельность, направленная на получение желаемого, затягивает его в сети игры или борьбы, опутывает и превращает в раба желаний, навязанных условий и независимых от него обстоятельств.
Общество, нацеленное исключительно на потребление, попадает в сети опутывающего рабства, в котором общество деградирует до животного состояния.
Все общества потребления обречены на деградацию. А значит, для Творца ценности не представляют. Но это только первое условие. Второе более важно. Вот при его выполнении люди обретают свободу.
Человек создан как развивающийся и деятельный субъект. Ему необходимо трудиться, иначе он деградирует. Источником свободы становится созидательный труд, который приносит ему удовлетворение, потому что соответствует его призванию. Человек испытывает тягу к такому труду. Он реализуется в нём. А поскольку продукт его труда может быть востребован другими свободными людьми, производящими иные продукты, то свободный обмен создаст новый тип государства, состоящего исключительно из свободных людей, производящих друг для друга необходимые продукты, производимые по их желанию.
Таким образом, показателем наступления свободы становится комфортное состояние души человека, когда его ничего не гнетёт, не тревожит и когда занимается любимым делом. Свободный человек всем доволен. Он реализует своё предназначение, заложенное Творцом при его рождении, как необходимость для реализации намерений Творца, а они и есть истина. Так внутренняя свобода является индикатором реализации истины.
Без ограничений жизнь вообще невозможна. Основной задачей общества становится формирование только таких сводов ограничений и мер поддержки, которые создадут возможность каждому реализовать своё предназначение. Если человек не осознаёт своего творческого потенциала, ему надо помочь его выявить.
Итак, к абсолютной свободе, как к выходу из всех жизненных условий, стремиться не надо, но надо понять, где какие необходимы для организации общего комфорта.
Комментарии
В чём состоит право человека на частную собственность?
Право человека на частную собственность есть, следовательно, право по своему усмотрению (a son gre), безотносительно к другим людям, независимо от общества, пользоваться своим имуществом и располагать им; оно...
А право есть свобода?...
Право – мера свободы.
«Границы», «законы» и правила нужны для тех, кто понятия не имеет о ПРАВИЛЬНОМ.
В словах – Право – Правда – Правильность – Справедливость – Править (выпрямлять кривое) – общий корень ПРАВ.
«В чём состоит право человека на частную собственность?».
Собственность – это и есть ПРАВО, – право на имущество.
Право не бывает «частным» (личным) – человек является СУБЪЕКТОМ права.
Право возникает в отношениях людей – а не «безотносительно к другим людям».
Общество – оно или общество, или это о «гражданском» недомыслии.
Общество (Коммунизм) – Равенство Отношений Людей (Справедливость).
.
«Свобода – это владение над обстоятельствами со знанием дела» (Гегель).
А потому ПРАВО - это НЕ свобода. Право - это наоборот - НЕ свобода, ибо заставляет человека ПОДЧИНЯТЬСЯ обстоятельствам а не быть хозяевым оных...
Речь – не о том месте, «где дано ОПРЕДЕЛЕНИЕ "свободы"», а о процитированном – «свобода есть право».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это описание свойств, характерных только для данного предмета.
Востребовано умение формулировать определение, а не пользоваться словарным букварём.
Определение должно быть наиболее УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ, а не списанным у Гегеля.
СВОБОДА (определение) – осознанная необходимость ограничения вольностей. Просто мысль.
Пока что нет определения «свободы» и «права» от самого «Юрия Арсентьева»…
Право не «заставляет человека ПОДЧИНЯТЬСЯ обстоятельствам» – право не является субъектом.
«Заставлять» – лексика насилия, – насилие над правом не совместимо с правом.
Насилие – продукт невежества.
Бытие (жизнь) определяет сознание – сознание (разум) определяет «обстоятельства».
.
Но вот с гениальным ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Гегеля такого не происходит. Ибо хоть вор и ОСОЗНАЛ, что его посадили ПРАВИЛЬНО, он по прежнему СИДИТ, и НЕ вор владеет обстоятельствами а именно ОБСТОЯТЕЛЬСТВА владеют этим вором... Или вор даже и после Осознания Необходимости нахождения его в тюрьме НЕ стал свободным. Увы.
«государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии»
Ф.Энгельс ВВЕДЕНИЕ К « ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ ВО ФРАНЦИИ »
Ну
«И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собой; лишь как самое крайнее, редко применяемое средство грозит кровная месть, и наша смертная казнь является только ее цивилизованной формой, которой присущи как положительные, так и отрицательные стороны цивилизации. Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время, — домашнее хозяйство ведется рядом семейств сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам, — тем не менее нет и следа нашего раздутог...
«Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.»
Ф.Энгельс ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ и ГОСУДАРСТВА
Ну даже Энгельс и Маркс не брезгуют обращаться к Гегелю. И потому у...
Авторитетам почтения нету.
От частного к пониманию общего, от общего к решению частного.
Про розу, вора, тюрьму – это всё в частное множество (и в примеры), в котором нет решения общего.
.
Вместо слепого переписывания «классиков»...
1. «Классы» – нет таких существ в природе, есть – ЛЮДИ.
«Подавление» – лексика НАСИЛИЯ.
«Машина насилия» – это «определение» ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ГОСУДАРСТВО (определение) – это Общее Дело Людей.
Создать его СМОЖЕТ только государствообразующий народ – договороспособные люди, дозревшие до государственности – способности образовывать государство.
«Ибо» – просто не нужно ОПГ называть государством.
2. В «демократической республике» нет ничего демократического, как нет и самой демократии.
Демократия существует только как понятие, это – ИДЕАЛ.
Идеалы нужны человекам, чтобы они стремились стать ЛЮДЬМИ.
3. В «частной собственности» нет понятия о собственности.
СОБСТВЕННОСТЬ (определение) есть ПРАВО на имущество.
Право не бывает «частным» – человек является СУБЪЕКТОМ права.
Частным (личным) бывает ИМУЩЕСТВО – вещи по принадлежности к владельцу (собственнику).
4. «Земля» не может «являться» собственностью.
Собственность – что произвёл, то и ТВОЁ.
Земля – тот продукт, который уже не производится. М.Твен.
.
Это, чтоб не забыть?
Повторение – мать отупления…
Это представление о государстве, с подачи энгельсов-марксов, застряло в невежественных головах.
2. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития».
У общества нет «ступеней развития», общество – это ВЫСШАЯ ступень развития социальных отношений людей.
ОБЩЕСТВО (Коммунизм) – Равенство Отношений Людей (Справедливость).
То, что принято ЧЕЛОВЕКАМИ называть государством и обществом – «есть признание», что они «запутались в неразрешимое противоречие с самими собой», «избавиться» от которого они «бессильны».
Человеки НЕОБУЧАЕМЫ.
3. «Верх глупости» – нуждаться в «силе, стоящей над обществом».
А «низ» глупости – неспособность различать различное.
Называть стадо человеков – обществом, а ОПГ – государством.
4. «Сознание есть продукт Обстоятельств и Воспитания».
Глупость противоречит сама себе.
«Обстоятельства и Воспитание» – это и есть «бытие», или «жизнь», – как частное и общее.
Нет бытия вне «ОБЩЕСТВЕННОГО бытия».
5. «Утверждать» – это УЖЕ «демагогия».
Мнение (утверждение) есть необоснованное суждение.
.
То есть жить надо своим умом, а не за счёт чужого.
Понятия не «объединяют», а формулируют.
«Понять Гегеля» не требуется – востребовано своё понимание в своей голове.
«Ибо» – меньше восклицаний, больше понимания.
.
.
.
.
— не свобода каждой отдельной личности по отношению к другой личности. Это — свобода для капитала выжимать последние соки из рабочего.
Как можно еще освящать свободную конкуренцию идеей свободы, когда эта свобода представляет собой не что иное, как продукт порядка вещей, основанного на свободной конкуренции?»
К.Маркс РЕЧЬ О СВОБОДЕ ТОРГОВЛИ
Ибо «Свобода – это владение над обстоятельствами со знанием дела» (Гегель).
«На подаяние» и «как хочется» жить не получится.
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
.
Человек свободен только внутри самого себя и в диких джунглях. Пример свободного человека - Робинзон Крузо. Но он мечтал вернуться в несвободное общество со всеми его ограничениями и условностями. Вне общества у человека нет смысла жить. Робинзон жил только надеждой, что однажды придет корабль с людьми.
.
Человек — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. И как, свойственно всякому животному, главный смысл его жизни есть сохранение и эволюционное развитие его вида.
= = = =
Человек не свободен нигде, тем более в положении Робинзона Крузо, которой гораздо более уязвим от внешних обстоятельств, чем человек живущий о обществе.
Впечатляет. Низвести человека до животного состояния - мечта всех нацистов.
Скажу вам больше, разум разумом, но ДНК свиньи и человека сходны на 99%... Свиньи могут быть поставщиками донорских органов для человека. А также свиноматке можно подсаживать эмбрионы человека для вынашивания плода... ))
А вообще свинюшки достаточно разумны среди животных, даже способны на эмоциональную привязанность.
Сорри, что я вас так огорчила.))
Свободный абсолютно это чел (или чмо), живущий в вакууме, дышащий и питающийся вакуумом, и производящий вакуум...
Несвободны даже элементарные частицы, на каждый электрон обязательно когда-нибудь налетит позитрон, и при аннигиляции только два фотона разлетятся в разные стороны... Вот и вся любофь.
...В одной французской комедии у дебила-качка спросили мнение об одной девушке (кажется, её играла Мишель Мерсье), и он ответил: "мышцы слабоваты, надо подкачать".
Кто-то сводит человека к набору хромосом, считая пресловутые галлогруппы, кто-то - обсуждает интеллектуальные свойства, деля всех на "дебилов" и "элиту".
Но человек - скажу я - это общественное существо, и лишь в составе социума, в общении он раскрывает свою нравственно-этическую сущность.
Нравственно-этическую!
И напоследок - замечание Иммануила Канта: "лишь две вещи повергают меня в изумление - свет далёких звёзд и нравственный закон внутри меня".
Но Вам, как я понял, ни то, ни другое не интересно.
Пушкин выразил этот момент гениальными образами:
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может… полное Чумы!
Острецова не читал, предпочитая успеть прочитать до смерти хотя бы главное из великой классики, но при случае поинтересуюсь и поделюсь впечатлениями если удастся.
- какова отличительная особенность осла?
- Уши.
- Это ослиное рассуждение.
голос из толпы: -Какой?
матрос: - Менделеев!
матрос: - Но самые главные из них - свобода и воля.
)))
На самом деле в литературном русском языке около 150000 слов.
Вообще в русском языке не более 400000 слов.
Нет, ничего на свете более жалкого и несвободного, чем человек и это тоже фатальное обстоятельство, кстати, и совершенно необходимое для его сохранения, как человека, то есть вечной борьбы между Добром и Злом в их неизменном 50 на 50 соотношении.
Лучшее определение Свободы, осознанная необходимость, только поняв логику своей несвободы можно стать свободным.
.
---------------------------------------
Не согласен со столь критичным замечанием.
Смотря о какой жизни мы будем вести речь и на каком временном отрезке.
например вполне допустимо пренебречь даже законами гравитации, и полететь навстречу земле, но жизнь тогда будет не долгой, хоть и абсолютно свободной.
Все упирается в синтаксис и семантику.
В таких вопросах без согласования понятийной базы трудно договориться до чего то вразумительного.
Иначе всё никчему.
.
И в связи с этим стоит напомнить эпитафию на могиле Мартина Лютера Кинга (негритянский борец против расовой дискриминации, убитый в 1968 году):
"Свободен. Наконец, свободен!"
И внутри себя все это отлично понимают.
Заметьте, Господь в райском саду подводил Человека к различным предметам, и человек - НАЗЫВАЛ эти предметы.
То есть давал имя, тем самым начиная процесс познания.
Жизнь есть познание.
"Познание - смертный грех".
Особенно оно непозволительно для гоев.
Не определение.
Свобода есть выбор, да выбрать нельзя...
.
Добро есть Справедливость, Зло есть Насилие.
ЧЕЛОВЕКА определяет РАЗУМ.
.
Добровольное рабство и принудительная свобода.
Всё.
Любая свобода мнима. Свобода на деле снабжена надежными решетками.
Свобода – это осознанная необходимость
Свобода не имеет отношения к тому, что вы хотите.
Свобода означает быть ответственным за свои действия.
Увы, у свободных людей иногда бывает больше ограничений, чем у рабов…
.
Равенство возможностей — это возможность неравенства.
.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Многим известна легенда о греческом философе Диогене (около 400 — около 325 гг. до н.э.), который, как повествует легенда, жил в бочке, днем ходил по городу с фонарем, а на вопрос «зачем ему днем фонарь?» отвечал просто: «Ищу человека...»68
Эта легенда веками кочует из одного учебника в другой, но и по сию пору Диогена, многие о нём наслышанные, воспринимают в качестве «городского сумасшедшего» древнего Синопа, подобно тому, как в начале этого века в качестве «городского сумасшедшего» уткнувшиеся каждый в свой огород обыватели города Калуги воспринимали К.Э.Циолковского. Диоген же вышел на действительно важный вопрос в жизни общества, ответ на который и позволяет понять, почему многочисленные призывы «Люди!!! будьте бдительны: с молчаливого одобрения равнодушных осуществляются самые ужасные преступления» оставались без последствий будто их и не было.
Его суть состоит в том, что поведение особи биологического вида, называемого ныне Человек Разумный, подчас безо всяких к тому оснований в поведении большинства представителей этого вида, строится на основе взаимодействия:
• врожденных инстинктов и безусловных рефлексов,
• бездумной автоматиче...
Есть особи, чье поведение подчинено инстинктам, а разум обслуживает инстинктивные потребности и пытается приспособить к этому служению интуицию.
Есть особи, чей разум служит инстинктам, но которые систематически отвергают свои интуитивные прозрения либо они лишены интуиции.
Есть особи, чей разум не является невольником инстинктов, но, упиваясь своей независимостью от них, отвергает интуитивные прозрения либо они её лишены.
Есть особи, которые упиваются собой, и пытаются приспособить интуицию к служению своим вожделениям, обусловленным как инстинктами, так и социальными комплексами.
Есть особи, чей разум в своем развитии опирается на инстинкты, кто прислушивается к интуитивным прозрениям и строит свое поведение на этой основе.
Но и это еще не всё. Индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность, и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:
• в одном случае к ошибкам, совершенным одним индивидом, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком множества их ошибок растет в их коллективной дея...
• либо подневолен коллективной психической деятельности, и тогда это — стадность;
• либо он свободный соучастник коллективной психической деятельности, но при этом по отношению к одной стадности, возможно, он выступает в качестве пастуха, будучи не свободным в каком-то ином качестве.
Также следует иметь в виду, что и «стадность», и «коллективная свобода», в зависимости от характера информационных процессов в них, могут порождать как «лавину бедствий и ошибок», так и некоторое безошибочное функционирование коллектива в целом.
Это означает, что теоретические знания и освоенные практические навыки (теоретически формализованные и неформализованные) — только приданое к строю психики индивида.
Иными словами, вселенское достоинство состоявшегося человека выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом строе психики и его устойчивости под воздействием жизненных обстоятельств.
Кроме того, хотя многие индивиды на протяжении всей своей жизни пребывают при одном каком-то строе их психики, но многие другие на протяже...
Есть две точки зрения:
• Одна утверждает, что все особи вида Человек разумный, вне зависимости от обстоятельств происхождения и их достижений в области личностного развития — люди.
• Другая утверждает, что в качестве людей состоялись только те, кто обладают теми или иными определенными качествами: происхождением от предков, врожденными свойствами, освоенными навыками и знаниями и т.п. Все же остальные, ими не обладающие, в качестве людей не состоялись.
Вторая точка зрения, хотя она и неприемлема многим, однако, имеет под собой реальные основания, которые недопустимо игнорировать в жизни ни в личном общении, ни тем более в политике, затрагивающей жизнь многих поколений.
Если выявить конкр...
Если же смотреть на организацию психики индивида и его участие в коллективной психике, то многое в этой проблематике выявляется весьма своеобразно.
Взрослым, вне зависимости от их происхождения, свойственны врожденная и культурно обусловленные составляющие психики. Обе они находят свое выражение в поведении индивида. При этом у разных индивидов и на разных интервалах времени поведение может быть подчинено либо инстинктам, либо социально обусловленным привычкам (как и инстинкты, они обеспечивают бездумные автоматизмы поведения), либо разумному творческому миропониманию каждого, либо выходящему за пределы понимаемого: собственной интуиции; водительству Свыше, либо одержимости (в инквизиторском смысле этого слова).
В идеале человек должен быть свободен от одержимости, а всё остальное — инстинкты, привычки, разум и интуиция — в его психике должно пребывать в ладу между собой и вспомоществовать одно другому в обеспечении поведения человека в жизни так, чтобы не было конфликт...
• информационные потоки, порожденные бессознательными уровнями психики самого индивида;
• потоки, порожденные коллективной психической деятельностью;
• разного рода наваждения извне, с целью извратить или подчинить свободную волю человека;
• Божье водительство Духом Святым.
В идеале человек должен быть свободен от одержимости (другими сущностями и стадностью в коллективной психике), а всё остальное — инстинкты, привычки, разум и интуиция — в его психике должно пребывать в ладу между собой и вспомоществовать одно другому в обеспечении поведения человека в жизни так, чтобы не было его конфликтов с Высшим промыслом.
Свобода – это не вседозволенность, – «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Свобода есть осознанная необходимость самоограничения вольностей.
Право – мера свободы.
«Общество» не является субъектом – «задачи» могут быть только у людей.
«Основная задача» человеков – воспитание правосознания в своей голове.
Общество (Коммунизм) – Равенство Отношений Людей (Справедливость) – Правоотношения (Демократия).
Справедливость – это значит, С ПРАВОМ.
Только сами люди могут «сформировать» условия, «которые создадут возможность каждому реализовать своё предназначение».
.
Как рождённая в Совке и внимательно наблюдавшая как лицемерие меняло лозунги и маски понимаю происходящее...