Рождество Христово. Будь мы волхвами, какие дары принесли бы Христу?

На модерации Отложенный

Три восточных мудреца пришли к Иисусу Христу, чтобы поклониться Богочеловеку. Каждый из них принёс Богомладенцу свои особенные дары. Один – почтил ладаном как Бога. Второй – поднёс Ему золото как царю. Третий – подарил благовонное миро как первосвященнику. Давайте сегодня вместе подумаем над тем, какой дар Спасителю можем сделать мы.

Примите поздравления с наступающим Рождеством Христовым от священника Спиридона Саммура, который много лет служит у Пещеры Рождества.

 

Не оказаться в числе недошедших

 Волхвы с Востока

Если первыми поклониться Спасителю пришли люди ручного труда – простые пастухи, то вторыми стали учёные древнего мира. Они изучали законы движения звёзд, пытаясь познать истину, а не ради собственного тщеславия. И отсутствие гордыни позволило волхвам встретиться со Христом. Примерно так же происходит и с сегодняшними серьёзными учёными. В их головах и сердцах наука и вера не противоречат друг другу.

Светский человек «волхва» ассоциирует с астрологом или колдуном. Между тем, в Священном Писании это слово значительно более многогранно и может означать «мудреца, учёного, знающего человека». Именно в таком качестве на страницах Библии предстают перед нами Мельхиор, Гаспар и Валтасар – учёные мужи с Востока, которые пришли поклониться Спасителю, рождённому в маленьком иудейском городке Вифлееме.

Три – библейское число полноты. Однако существует легенда о том, что волхвов было не трое, а около 12-ти. Просто многие из них не дошли до Вифлеема. Один встретил девушку неземной красоты и женился, второй – нашёл огромный клад и решил тут же вложить его в дело. Третьего избрали своим властителем жители города, который лежал по дороге. Словом, все кроме трёх библейских волхвов предпочли Богу блага земные и отсеялись по дороге.

Трём библейским волхвам подобен каждый из нас. Они имели перед собой таинственное знамение на небе, которое привело их к дому, где обреталось Святое семейство. Мы перед собой имеем аналогичную путеводную звезду в виде Евангелия. Эти три человека дошли до Господа, предпочтя Его всем земным соблазнам, и мы также призваны к этому. Наконец, каждый из нас имеет дар, который единственно нужен от нас Богу – нашу любовь к Творцу.

 

Символизм поклонения волхвов

 Поклонение волхвов

Одни церковные писатели видели в поклонении волхвов конец мудрости мира и преклонение земных царей перед Небесным Царём. Ведь все три восточных мудреца по преданию были ещё и правителями определённых областей, сведущими в науках своего времени. Другие святые отцы в своих трудах отождествляли волхвов с тремя известными частями света – Европой, Азией и Африкой или с тремя человеческими расами – европеоидной, негроидной и монголоидной.

Иногда на иконах волхвы изображались в разном возрасте. Один – юношей, второй человеком средних лет, а третий старцем. Так святые отцы символически указывали на то, что в образе трёх волхвов Спасителю поклонились все народы, всех возрастов и всех известных земель. То есть всё человечество. Причём оно было настолько чище сердцем, чем еврейские книжники, что поклонилось Богу раньше иудеев.

Святитель Иоанн Златоуст также писал об этом: «Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, – Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев».

Для иудеев приход волхвов к их Мессии был поразителен. Примерно так же, как для нас сегодня был бы удивителен визит индийских брахманов или тибетских лам в храм Христа Спасителя, где они заявили бы, что хотят поклониться Пресвятой Троице и принять крещение. Приход мудрецов к Ироду заставил еврейских книжников вспомнить все пророчества о Спасителе и понять, что они оказались реальностью.

 

Как стяжать детскую чистоту сердца?

 Благословение детей

Господь мог явиться на Земле человеком любого возраста, но воплотился в младенческом теле. Возможно потому, что только детская непосредственность и чистота может победить огрубелую взрослость наших грехов. Позднее сам Спаситель принимал у себя детей и говорил ученикам:

«если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше» (Мф. 18:3-4).

Чтобы достойно встретить Рождество Христово и приветствовать Богомладенца с чистыми сердцами, как это сделали три библейских волхва, нам необходимо обратить воспоминания к своему детскому опыту. Как нам нужно верить Богу и надеяться на Него? Так же, как мы маленькими детьми доверяли всему, что скажут наши папа и мама и никогда не обманывались в этом опыте. Мы не заботились о пище и питье, но заботливые родители всегда питали нас.

Почему Царство Божие будет в первую очередь открыто младенцам? Потому, что маленькие человеческие существа ещё умеют любить. Без оглядок и опасений, не вынося заранее вердиктов. Так, как любит сам Бог. Так, как любят святые. И если мы именно любовь поставим во главу угла, а свой разум подчиним этой любви, это приведёт нас к общению с нашим Творцом. И для Него это будет лучшим рождественским подарком.