Милитаризация производства + дерзкие проекты

На модерации Отложенный

 

Приход западных высокотехнологичных компаний со своими высокими технологиями в Россию – только один из путей модернизации нашей экономики. Но эти компании не станут заниматься укреплением нашего оборонного потенциала. В свою очередь наших предприятий, способных не только создавать новые образцы современного вооружения, но и просто выпускать отдельные узлы и даже детали к уже существующему вооружению, становится всё меньше и меньше. Уровень технологий на большинстве предприятий машиностроительного комплекса таков, что они не только ничего не могут, но уже и не пытаются, что-либо уметь…

Началось это всё не в девяностые, как принять думать, а гораздо раньше. В 1976 г., я после 8 классов, поступил в ГПТУ №10, в г. Липецке. Своих мастерских у нашего курса не было, по той причине, что из старого здания мастерские переезжали в новое и мы временно оказались не у дел. Но сегодня я думаю, что это к лучшему. Для прохождения производственной практики, нас направили на базовое предприятие – НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), в то время, он был ещё НЛМЗ. По окончании училища, я отработал на комбинате 6 лет и перебрался работать на ЛСЗ – (Липецкий станкостроительный завод). Здесь я также проработал 6 лет в инструментальном производстве, и только на втором году работы, я реально понял, что достиг мастерства. Причём, эта мысль меня посетила конкретно. Я до сих пор помню это чувство удовлетворения и даже гордости, которое меня посетило. В общей сложности, мне понадобилось 3 года в училище и 8 лет на производстве, чтобы стать специалистом, хотя я был не последним учеником в группе, да и вообще в училище. Достаточно сказать, что 5 разряд токаря, я получил именно в училище и за всю его историю (на тот момент), это был только второй случай. Далее с 95 по 2001 г., работал на заводе холодильников «Стинол». С 2001, снова устроился на НЛМК. Собственно, зачем я всё это пишу? А за тем, что отработав на комбинате на это раз 7 лет и перед самым уходом с предприятия в 2008, я посетил цеха, в которых начинал свою трудовую деятельность и что я там увидел? Убожество… Станки, на которых я начинал работать, стоят до сих пор и стояли там до меня. Многие из них мои ровесники, а мне уже 51 год.

К 2001 году, я основательно подружился с компьютером и самостоятельно освоил программы Unigraphics, СATIA, SolidWorks. Сказать, что я достиг высокого мастерства в освоении этих программ нельзя, но делать достаточно сложные модели и управляющие программы для станков с ЧПУ умею. Так вот. За семь лет моей работы на комбинате в «Основном ремонтно-механическом цеху», я так и не смог внедрить ни одной программы для станков с ЧПУ!!! Причин две. Во-первых, нафиг никому ничего не надо. Во-вторых, реально нет нормальных станков. Единственные станки, которые можно было использовать, это старые немецкие станки, которым поменяли стойку ЧПУ, на чудную Венгерскую и поменяли привода. Собственно всё. На остальных станках, до сих пор программы вводят с перфоленты. Если немного подробнее, то можно сказать так. Рабочие никто и звать никак. От нас там просто ничего не зависит. Наладчики – не их ума это дело. Программисты реально ревнуют. Технологи не лезут – «разбирайся сам». Начальники участков, начальник цеха оскорбляются на любое предложение так, как будто их послали на … . В глазах у них немой вопрос. – «Ты что, самый умный»??? Руководителей ремонтного завода, я даже не хочу цитировать. Их жизнь удалась. Ну и как всегда в таких случаях бывает – инициатива наказуема. В 2008 году, я вынужден был уйти с комбината и не этот раз думаю, что навсегда.

В 2008 году, я устроился на небольшое предприятие, которое в отличии от предыдущего, покупает новые станки. Мастер, который меня брал на работу, годами раньше работал со мной на «Стиноле», - не друг, но хороший знакомый. Поработал несколько месяцев – освоился, огляделся. Думаю, что вы уже догадываетесь, чем я решил заняться? Если бы всё было нормально, мне бы и в голову не пришло бы, уверяю вас. Но не всё было нормально. Начал с мастера:

- так, мол и так. Могу и то и сё, давай попробуем?

- ладно, давай.

Мастер поднял глаза к потолку, как будто там висит календарь:

- испытывать программу будем ээээээ послезавтра.

Я тоже посмотрел на потолок:

- что у нас там послезавтра? Ёёёёё, мой выходной.

После выходных, прихожу на работу. Я молчу, мастер молчит. Ближе к обеду, подходит ко мне рабочий с фрезерного станка, где проводили испытания моей программы и спрашивает:

- знаешь, что здесь было вчера?

- чё???

- утром приходит шеф – как обычно. Потом ещё раз часам к десяти. Мастер запускает станок и начинает фрезеровать приготовленную деревяку. 3000 оборотов, фреза летает как бешеная, пыль столбом. Шеф в восторге! Мастер, не долго думая, говорит. «Эта программа опасная. Инструмент двигается только на укоренной подаче. Если поставить стальную деталь, то инструмент сразу сломается, а возможно и станок. Вот». Шеф так – «Да??? Ладно».

В общем, получилось ток, что я принёс не программу, а как минимум противотанковую гранату и всё, что оставалось сделать «неумелому» станочнику – выдернуть чеку. Дальше выяснялось то, что всё расставило на свои места. Наш программист, по совместительству является племянником второго директора и как положено племяннику не фурычит. Мастер скорешился с племянником и в общем тоже не фонтан. А всё это вместе и есть наше всё – наша коррупция. Как собаки на сене, они сами не могут и других не пустят.

Оглядываясь на наше советское прошлое и пытаясь понять, что было причиной наших успехов там, где они были, можно сказать:

Нужны дерзкие проекты.

Мы должны быть первыми в космосе.

Наши ракеты должны быть самыми ракетными, самолёты самыми самолётными, подводные лодки самыми подводными и т.д.

Когда я в первый раз увидел самолёт аэробус А380, то он мне напомни мой проект, который я пытался запатентовать примерно 1986 г.   Рабочий эскиз самолёта с взлётным весом более 1000 тонн, который чудом сохранился находится в начале статьи.

Что удивительного в этом самолёте? Размеры фюзеляжа. Ширина 7м, высота 9 м, как у А380! Размах крыла 80 м, как у А380! В то время, я естественно ничего не знал об ограничениях на размах крыла, но легко преодолел его, применив ромбовидное крыло. Два мощных двигателя в место четырёх – последний писк моды. О самолётах вообще можно говорить долго, но главное, что хочется сказать. Тогда в 80-е и сейчас, самостоятельно оформить заявку на изобретение, не будучи специалистом в этой области, а имея только идею, практически не возможно. А если учесть, что эти изобретения и изобретатели в Советском союзе и в современной России никому не нужны, то и нет смысла заниматься патентованием. Когда мы говорим об утечки наших мозгов и изобретений за рубеж, то мы забываем о то, что учёные, изобретатели и изобретения, утекают не вообще из России, а просто и конкретно туда, где они нужны. А то, что это место оказалось за рубежом, а не в России, вопрос не к нам.

Что делать?

1. Разработать положение о машиностроительных предприятиях и сертифицировать предприятия в соответствии с этим положением. Основным критерием положения, должно стать соответствие предприятий задачам производства вооружения. Собственно, как Вы понимаете, вооружение здесь не причём. Это только планка, до которой должны дотянуться предприятия. Очень чёткие требования, для предприятий разного калибра, малые, средние, крупные и очень крупные. Не все предприятия, которые что-либо точат и пилят, могут называться машиностроительными. Очень многие руководители реально вздрогнут, когда в один прекрасный день выяснят, что руководят шарагами и всё их производство полный отстой.

а) Рекомендовать кадровый состав. Сколько технологов, конструкторов, начальников и т.д. на каждую сотню работников. Например на предприятии, где я сейчас работаю, на механическом участке нет технолога – легко, нет нормального термиста, ненормальный есть, а вот нормального нет. То-есть, нужно примерное штатное расписание. (Собственно, здесь речь идёт о принципе пропорциональности. Следующую статью, я думаю посветить этому принципу).

б) Возраст оборудования, состав оборудования.

в) Наличие современного инструмента и знание о том, когда и каким инструментом нужно пользоваться и т.д. и т.п.

Я прекрасно понимаю, что всё это должны знать современные руководители и инженеры предприятий. Но, что делать, если они не знаю, закрывать предприятия, или дать им разориться? Им просто надо помочь. Часто, самая действенной формой помощи, бывает просто открыть людям глаза на их убожество. Пока они не почувствуют свою ущербность, толку не будет.

2. Создать центр развития производства. Это специальное – образцово-показательное предприятие. Не показушное, а именно показательное. Его задача состоит в том, чтобы показать руководителям других предприятий, как должно быть организовано производство. Кадровый состав, условия труда, разные виды производств, - заготовительное, термичка, литейное производство, сборка, покраска, инструментальное хозяйство, конструкторское и технологическое бюро и т.д. на это предприятие можно привезти делегацию и провести экскурсию, чего нельзя сделать на большинстве других предприятий.

3. Создать реестр всех выпускников всех вузов, начиная например с 1970 года. Кто, где, когда, чему учился и номер диплома. Это позволит отсеять всех, кто купил себе дипломы. Собственно, нужен сайт, типа «Одноклассники», исключительно для выпускников вузов. Все без исключения дипломированные специалисты, должны быть там зарегистрированы. Сокурсники, не допустят регистрации в своей группе (курсе) тех, кто с ними не учился. Все мёртвые души, просто окажутся не у дел. Не принимать на работу «специалистов» не прошедших чистилище на этом сайте.

4. Начать постепенный переход на международные стандарты, например ISO. Металлы, сплавы, подшипники, крепёж, электрика да собственно всё, что используется в создании изделий. Двойной стандарт, собственный Гост у нас и например ISO там, затрудняет сбыт нашей продукции за рубежом, поскольку обслуживание и ремонт становится затруднительным. Кстати, их металлы обрабатываются заметно лучше. Работая на «Стиноле», нам часто приходилось ремонтировать пресс-формы и штампы, изготовленные в Европе. Все без исключения отметили, что их стали точатся лучше и при этом прочнее. А у нас, до сих пор, самой распространённой является сталь марки 1ХКП (первая хреновая, какая попалась).

5. Создать ещё один специальный сайт – каталог всех производственных предприятий России. Зачем он нужен? Не первый год, гуляя по просторам Интернета, я обратил внимание на то, что небольшие сайты небольших предприятий, практически невозможно найти. Писать им о себе особенно нечего. Странички обновляются очень редко, или вообще не обновляются. В общем, беда с этими сайтами. Самое простое, что можно сделать для этих предприятий, помочь им информационно – собрать их всех вместе на одном большом сайте – портале. Здесь можно разместить много полезной информации, создать службу поиска работы и т.д. Я попытался самостоятельно сделать такой сайт «Живи, Страна!», но для такого сайта, нужен специальный движок. В общем пока проблемы.

Список можно продолжить, но думаю, что общая идея понятна.

Спасибо за внимание.