Религия: эмоции, знание и нравственность

На модерации Отложенный

Эмоции гораздо легче распространяются в массовом сознании, когда все стремятся быть похожими друг на друга. Толпе присущ архетип подражания. Поэтому управлять массами и манипулировать невротизированным массовым сознанием гораздо легче именно с помощью эмоциональных воздействий.

Научное знание гораздо менее доступно и непригодно для управления массами.  Зато суждения типа «Бог есть любовь»; «Истина есть Бог», «Бог есть, а доказательством тому, - наша вера» комфортны, комплиментарны, компенссируют страхи и комплексы. Если при этом человек почитает десять Заповедей – прекрасно. 

Классик христианской патристики Тертуллиан (около 160 - 220 гг.) проповедовал мученичество во имя веры, критиковал клир за стяжательство и блуд, заложил фундамент христианской теологии (учение о Святой Троице, изложение Символа Веры и т.д.). Он понял, что нельзя спасти веру, не защитив её от разума.

Опираться надо на «нищих духом». Философия – от дьявола. Вера – от Бога. Поэтому вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, она выше разума. Он говорит - Распят сын Божий - не стыдно, ибо постыдно. Умер сын Божий - это вполне достоверно, ибо нелепо. Погребенный он воскрес - это верно, ибо невозможно.

Ему приписывают слова «Верую - ибо абсурдно». На самом деле он сказал: «Достойно веры, ибо нелепо». Спрашивается, как возможен диалог между разумом и верой, если одна из сторон не принимает никакой аргументации и наглухо замкнута в своем жестком концептуальном каркасе?

Если наука быстро меняется, то религия догматична, многие её положения остаются незыблемыми тысячелетиями. Православие отрицает возможность познания Бога и допускает только его правильное славие. Этикет рекомендует в общении  избегать религиозную тематику.

Если верить статистическим данным, то 75 % населения считают себя верующими.

Может это такая статистика, а может капитализм есть олигархическая власть плюс религиофикация всей страны?  Где падение нравственности пропорционально подъему религиозности?.

Правда, грамотный человек скажет: Во-первых верующих у нас 3 – 5%, а воцерковленных еще меньше. Во-вторых, сейчас сказать, что ты не веришь в Бога – примерно то же, что во времена Брежнева сказать, что ты не веришь в коммунизм. Вот и отвечают все так, как от них хотят. По вековой привычке «не высовываться».

 Относительно нравственности и религиозности существуют различные мнения: некоторые думают, что религиозность тесно связана с моральным уровнем/ многие полагают, что нравственность не коррелируется с религиозностью. Многие, напротив, считают, что религиозность подрывает нравственность. Уже Тит Лукреций, древнеримский поэт и философ  в пкрвом веке до нашей эры  писал, что религиозные проповедники выдумали много бредней «могущих нарушить все жизненные устои» и религия немало «нечестивых и преступных деяний рождала». Много позже сходные мнения высказывались философыми просветителями, затем Л. Фейербахом, К. Марксом, Ф. Ницше, А.Камю и другими. Б. Рассел доказывает, что именно христианство было главным препятствием на пути нравственного прогресса. Оригинален 3. Фрейд, который считает религию навязчивым неврозом и как врач констатирует: благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасностиизвестных невротических заболеваний, так как усвоение универсального массового невроза снимает с него задачу выработки своего собственного персонального невроза. Религии и нравственности он подводит равновесный баланс: Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.  .