ПОСЛЕДНИЙ КОРАБЛЬ. РУССКОЙ ЭСКАДРЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ (НИКОЛАЙ СОЛОГУБОВСКИЙ)

 


Последний корабль.

Русской Эскадре посвящается...

 

90 лет назад, 17 февраля  1921 года, русский эскадренный миноносец «Цериго» и  русский ледокол «Джигит» вошли в  тунисский порт Бизерта.

На три дня раньше, 14 февраля, пришел русский броненосец «Георгий Победоносец».

6 февраля пришли русские эскадренные миноносцы «Гневный» и «Поспешный».

16 февраля  - русские ледоколы «Илья Муромец» и «Гайдамак».

Русская Эскадра, не потеряв ни одного корабля, - на скалах разбился французский корабль, который сопровождал Эскадру -  совершила в течение ноября 1920 - февраля 1921 года беспримерный переход из залитого кровью Крыма, где бушевала Гражданская война, к берегам Африки. Русские моряки спасли тысячи людей от страшного Молоха братоубийственной войны, которая началась после двух революций 1917 года, Февральской, которая привела к отречению от престола Императора всея Руси Николая Второго, и Октябрьской, которая привела к власти Ленина и партию большевиков.
 

Осенью 1920 года, после ожесточенных боев  с Белой армией части Красной Армии взяли Перекоп. В Крыму, который оставался одним из последних оплотов Белого движения в России, объявили эвакуацию… 130 судов, среди которых были 33 корабля Императорской Черноморской эскадры, а также пассажирские, ледокольные, грузовые, буксирные и другие суда, ушли из Крыма. На их борту в турецкий город Константинополь отправилось почти 150 000 человек.
Большинство гражданских беженцев и военных осталось в Турции, Сербии и Болгарии.
23 декабря 1920 года, в далекой от России Африке,  в тунисский порт Бизерта вошел первый русский корабль, а затем и остальные 32 русских военных корабля. Вместе с военными моряками прибыли и их семьи. Среди них была Настя, восьмилетняя дочь Александра Сергеевича Манштейна, командира эскадренного миноносца "Жаркий".
Свидетель и летописец отшумевшей эпохи, Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн все прекрасно помнила, когда снимался фильм «Анастасия»…
Навечно запечатлены ее живые  воспоминания о старом броненосце "Георгий Победоносец", на котором четыре года жили семьи моряков. На Пасху от него пахло куличами. На батарейной палубе была открыта школа, учителями в которой преподавали адмиралы и офицеры Императорского флота. Арифметику малышам преподавал генерал, в свое время читавший алгебру и астрономию в знаменитом Морском корпусе в Санкт-Петербурге, кузнице русских морских офицеров.
Анастасия помнит, как дети, будто воробьи усеявшие мачты, часами просиживали там, неотрывно глядя в открытое море… в надежде  увидеть...   что-то… Увидеть далекие берега большой страны Россия.
Она часто дралась с одним мальчиком, обижавшим ее младших сестер. И каждый раз из каюты выскакивала его разъяренная матушка и бранила Анастасию "большевичкой"…

А много лет спустя эта почти уже лишившаяся рассудка старуха, угасая на смертном одре и сжимая руку склонившейся над ней Анастасии, прошептала: "Ты приехала ко мне из Севастополя? Если бы ты знала, как мне туда хочется…"
Анастасия Александровна рассказывает в фильме, как однажды эмигрантская тоска и беспросветная жизнь толкнула нескольких офицеров на отчаянный поступок: они открыли кингстоны и затопили канонерскую лодку "Грозный", а сами  от отчаяния, что погубили свой боевой корабль, но не дали его пустить на слом,   вскрыли себе вены.
Она помнит, какие бедствия и нищета обрушились на списанные на берег экипажи русских кораблей. Не имея гражданства, моряки работали землемерами, строили дороги, прошагали тунисскую землю вдоль и поперек. Тем, кто умолял дать ему работу в море, хотя бы на рыболовецких шхунах, власти неизменно отказывали.
Контр-адмирал Беренс, командующий Русской эскадрой, отказался принять французское подданство. И ему пришлось подрабатывать на разных работах, он даже строчил на швейной машинке дамские сумочки. Зоя Николаевна, мать Насти, говорила: "Мне не стыдно идти в чужой дом работать прислугой, лишь бы мои дети могли учиться". Анастасия Александровна отлично помнит, как вечерами мать стирала белье в огромном чане, в ледяной воде, напевая: "Эх ты Русь моя, Русь Державная, моя Родина Православная".

И каждый Новый год моряки поднимали бокалы с неизменным тостом: "В этом году будем в России". С этой надеждой жили и с ней умирали.
На вратах русского Храма Александра Невского в Бизерте выбита надпись: "Блаженны изгнанные правды ради… яко тех есть царствие небесное". Его построили на пожертвования сами моряки. И все в нем – от строительных работ до иконописи – делали своими руками. В Храме - мраморная плита, на которой высечены имена кораблей, пришедших в 1920-м в Бизерту.


Сегодня  в тунисский порт  Бизерта вновь заходят корабли под русским Андреевским флагом. И  Анастасия Александровна была первой, к кому приходили русские моряки. Почетный караул под звуки духового оркестра печатает шаг к братской могиле моряков Русской эскадры. Анастасия  Александровна  самый дорогой гость на кораблях Российского Военно-Морского флота, приходивших в Тунис.

Она – живая память, связующая нить между двумя эпохами.
Во время работы над фильмом его авторы спросили героиню фильма: «Что бы она хотела передать россиянам?»

Анастасия Александровна  ответила: "Никогда нельзя терять надежду!"

Жизнь вдали от Родины. Биография А.А.Ширинской-Манштейн

 

Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн родилась 5 сентября (23 августа по старому стилю) 1912 года, в семье морского офицера А.С. Манштейна.

Мать Анастасии Александровны, Зоя Николаевна Доронина, родилась в Санкт-Петербурге. После эвакуации из Крыма жила в Бизерте. Скончалась и похоронена во Франции.

Отец Анастасии Александровны, Александр Сергеевич Манштейн, происходил из рода генерала Христофора Германа фон Манштейна. Окончил Морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте. В 1920 году старший лейтенант Манштейн был командиром эскадренного миноносца "Жаркий", который вместе с другими кораблями Черноморского флота России покинул Крым в ноябре 1920 года, а затем прибыл в Бизерту. В Бизерте был начальником броненосца "Георгий Победоносец", членом комитета по строительству русского православного Храма святого Александра Невского. Похоронен в Бизерте в 1964 году.

Некоторые факты из биографии А.Ширинской-Манштейн:

23 декабря 1920 года Анастасия вместе с мамой и сестрами Ольгой и Александрой прибыла в Бизерту на пассажирском транспорте "Великий князь Константин" с другими семьями моряков. Несколько лет она жила с семьей на броненосце "Георгий Победоносец".

29 октября 1924 года на всех кораблях Русской эскадры в Бизерте был спущен Андреевский флаг. Анастасия стала свидетельницей этого трагического события, находясь на борту "Георгия Победоносца".

В 1929 году Анастасия закончила среднюю школу Лякор. Учитывая хорошие результаты экзаменов, ее приняли в предпоследний класс колледжа "Стефен Пишон". Тогда же она начала давать частные уроки.

В 1932 году Анастасия отправилась в Германию продолжать образование. Окончила высшую математическую школу. В 1934 году вернулась в Бизерту.

В 1935 году Анастасия вышла замуж. Муж – Муртаза Мурза Ширинский, родился в 1904 году – прямой потомок старинного татарского рода князей Ширинских в Крыму. Похоронен в 1982 году на мусульманском кладбище в Бизерте.

В 1936 году у Ширинских родился сын Сережа. Он был женат на туниске, развелся. Жил с Анастасией Александровной в маленьком доме в Бизерте. Работал журналистом, снимал фильмы и сам снимался в кино. Сейчас он продолжает жить в том же доме.

В 1940 году у Ширинских родилась дочь Тамара. Замужем не была. Тамара – французская гражданка. Живет во Франции.

В 1947 году у Ширинских родилась дочь Татьяна. Она вышла замуж и приняла французское гражданство. Живет в Ницце, заботится о русской православной общине. У нее два сына, Жорж (Георгий) и Стефан (Степан). Жорж работал у голливудского режиссера Спилберга, затем рисовал мультфильмы на киностудии Диснея. Сейчас работает самостоятельно. Живет в Париже, жена Барбара - француженка, у них два сына: Георгий Александр и Ромео Николя.
Стефан – архитектор, живет в Ницце, женат на француженке. Дочка Анна родилась в декабре 2006 году и стала любимицей большой семьи Анастасии Александровны.

В июле 1990 года Анастасия Александровна с дочкой Татьяной впервые посетила Советский Союз (Москва, Петербург, Лисичанск, Рубежное).

В 1992 году Анастасия Александровна вновь посетила Россию с внуком Георгием (Москва, Петербург, Кронштадт).

29 октября 1996 года в 17 часов 45 минут Андреевский флаг с канонерской лодки "Грозный", спущенный в 1924 году, был снова поднят в Бизерте на паруснике "Петр Первый". В торжественной церемонии участвовали Анастасия Александровна и Вера Робертовна фон Вирен-Гарчинская, дочка командира "Грозного".

17 июля 1997 года в Посольстве России в Тунисе Анастасии Александровне был торжественно вручен российский паспорт с изображением двуглавого орла. Закончилась 70-летняя эпопея: все эти годы она жила с Нансеновским паспортом (паспорт беженца, выдаваемый в Европе в 20-30-х годах), в котором была надпись: "Данный паспорт выдан для всех стран, кроме России".

Декабрь 1998 года. Анастасия Александровна заканчивает рукопись своей книги воспоминаний на французском языке и начинает работать над ее русским вариантом. Книга под названием "LADERNIEREESCALE" издана в Тунисе в 2000 году и переиздана под названием "BIZERTE. LA DERNIERE ESCALE" воктябре 2009 года. По-русски книга вышла в 1999 году под названием "Бизерта. Последняя стоянка". Книга была передана Президенту России Владимиру Путину. В ответ Путин прислал книгу "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным." с дарственной надписью. В ноябре 1999 года Анастасия Александровна приехала в Москву на презентацию своей книги.

21 декабря 2009 года в 6 часов утра Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн скончалась в своем доме в Бизерте. Ушел из жизни последний свидетель трагических событий Гражданской войны в Крыму, свидетель судеб многих моряков и офицеров Русской Эскадры.

Анастасия Александровна похоронена 24 декабря 2009 года на христианском кладбище в Бизерте, рядом с могилой отца, Александра Сергеевича Манштейна. На одном мз венков написано: «От русских моряков». (Н.С.)

2010 год. 90-летие исхода Русской эскадры

1920 год. Гражданская война в России окончилась поражением Белых армий. Красная армия ворвалась в Крым, и генералом Врангелем, командующим Белой армией на юге России, был отдан приказ об эвакуации. 130 судов, среди которых были корабли Императорской Черноморской эскадры, пассажирские, ледокольные, грузовые, буксирные и другие суда, ушли из Крыма. На их борту за несколько дней ноября 1920 года из Крыма в Константинополь было эвакуировано почти 150 000 человек: военные моряки, солдаты и офицеры армии Врангеля, студенты, чиновники, доктора, учителя, священники…

Большинство гражданских беженцев и военных частей осталось в Турции, Сербии и Болгарии.

1 декабря 1920 года Совет министров Франции принимает решение направить русские военные корабли в порт Бизерта в Тунисе, находившемся в то время под французским протекторатом. 8 декабря 1920 года Русская эскадра покинула Константинополь.

Из сообщения штаба русского флота: "Из Константинополя в Бизерту [вышли корабли] с 6388 беженцами, из которых - 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей".

К африканскому берегу русские корабли шли с французскими флагами на грот-мачтах и с Андреевским флагом на корме. Всего в Бизерту, пройдя три моря, преодолевая штормы и бури прибыло 33 русских военных корабля.

На кораблях Эскадры в Бизерте сохранялись все традиции Российского Императорского флота. Офицеры и моряки делали все, что было в их силах, чтобы поддерживать корабли в боевом состоянии. Более того, был воссоздан Морской корпус. Сам Морской корпус, детище Петра I, существовал в России с 1701 года. Сначала в Москве под названием Школа математических наук и навигации, а затем в Петербурге, как морское училище. Его слушателей именовали гардемаринами. После революции Морской корпус оказался в Крыму, а затем попал в число эвакуировавшихся из Севастополя.

С 1921 года в Бизерте началась подготовка русских гардемаринов для будущего Русского флота. Как сказал тогда директор училища, вице-адмирал А. Герасимов, "русские дети учились любить и почитать свою православную веру и Родину, готовились стать полезными деятелями при ее возрождении". Триста человек окончили это училище к маю 1925 года.

Русская эскадра в Бизерте была на обеспечение Франции. В 1922 году Франции были переданы корабли "Дон" и "Баку", затем еще восемь русских военных кораблей. Их продали в Италию, Польшу и Эстонию, а деньги пошли на содержание эскадры. На огромном плавучем судоремонтном заводе "Кронштадте", переименованном в "Вулкан", подняли французский морской флаг, и он ушел в Марсель, чтобы стать частью французских ВМС.

29 октября 1924 года - один из самых трагических дней в истории Российского флота. В 17 часов 25 минут русскими офицерами в последний раз был спущен Андреевский флаг. В этот день все, кто еще оставался на кораблях эскадры: офицеры, матросы, гардемарины, участники Первой мировой войны, моряки, пережившие Цусиму, в последний раз видели Андреевский флаг, развевающимся над кораблями. И вот прозвучала команда: "На Флаг и Гюйс!" и спустя минуту: "Флаг и Гюйс спустить!"

Анастасия Александровна не могла без волнения рассказывать об этих минутах. И она всегда добавляла в наступившей тишине: «У многих на глазах были слезы...»

В декабре 1924 года, после установления советско-французских дипломатических отношений в Тунис из Парижа прибыла советская делегация во главе с академиком Крыловым, в состав которой входил Евгений Андреевич Беренс, красный морской офицер, брат Михаила Андреевича Беренса, командующего Эскадрой. Комиссия должна была осмотреть корабли и проследить за подготовкой их буксировки в Черное море. Был составлен список кораблей для возвращения на Родину. Но после протестов генерала Врангеля, а также некоторых стран, не желавших восстановления морской мощи России, Франция отказалась передавать корабли, и они уже навсегда остались в Бизерте и со временем были проданы на лом. Как написал в своей книге Крылов, "вся работа комиссии пропала зря: вмешались политики и дипломаты".

Постепенно были разобраны "Генерал Алексеев", "Георгий Победоносец", "Генерал Корнилов", "Алмаз", "Жаркий", подводные лодки...

Русскими предпринимателями была создана фирма для демонтажа кораблей, и часть вырученных денег была использована для помощи русским в Тунисе и для строительства в Бизерте Храма Александра Невского.

Сойдя с кораблей на берег, офицеры и матросы брались за любую работу. Они были землемерами и топографами, механиками и электриками, кассирами и счетоводами, учили музыке и врачевали. Многие уехали в другие страны, в Европу, прежде всего во Францию, в Америку, Алжир и Марокко. Часть офицеров пошла на службу в Иностранный легион Франции, в армии других государств. Русские офицеры воевали и гибли, отстаивая чужие земли и чужую свободу. Молодежь продолжила учебу во Франции, Чехословакии и других странах и многие из них стали гордостью флотов этих стран.

В 1956 году русские моряки, разбросанные по всему свету, собрали средства и построили еще один православный храм, в столице Туниса, в честь Русской эскадры и назвали его Церковь Вознесения Христова.

В 1996 году Россия праздновала трехсотлетие своего Флота, созданного Петром Первым. В Санкт-Петербурге в Казанском соборе был поднял Андреевский флаг миноносца "Жаркий", который сохранила и передана на родину семья старшего лейтенанта А.С.Манштейна. В Бизерту прибыла делегация Военно-Морского флота России, которая передала Храму Александра Невского драгоценный дар из Севастополя: шкатулку с землей, взятой у входа во Владимирский собор, где в далеком 1920 году получили благословение моряки, уходившие от родных берегов под Андреевским флагом.

Сегодня в Бизерту вновь заходят русские корабли под Андреевским флагом, люди посещают Храмы в Бизерте и Тунисе и возлагают венки около памятника русским морякам на христианском кладбище в Бизерте и на могиле в Буржель (Тунис) последнего командующего Русской эскадры, контр-адмирала Михаила Андреевича Беренса.

21 декабря 2009 года, на 98-ом году жизни ушла от нас последняя свидетельница Русской эскадры - Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, дочь старшего лейтенанта А.С.Манштейна, жившая в Бизерте с 1920 года. Именно благодаря ей, в первую очередь, были сохранены Храмы, русские могилы и память о Русской эскадре.