Я давно думал об этой публикации, собирал фото, делал записи, но все как-то не решался приступить. Как начинал, сразу ком к горлу подступал. Потому что судьба дочерей последнего царя Николая II – одна из самых печальных историй, что знает Россия. И разглядывать их снимки тяжело. Такие молодые, красивые, лица умные, казалось бы, вся жизнь впереди. Но нет…
1914 год. Слева направо: Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга. Фото (здесь и далее): общественное достояние.
Великие княжны Ольга (1895 год рождения), Татьяна (1897), Мария (1899) и Анастасия (1901) – четыре дочери Николая II и Александры Фёдоровны (до брака – немецкая принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская). В переписке девочки часто подписывались просто «ОТМА». Аббревиатура была составлена из первых букв их имен, расставленных по старшинству.
1906 год. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия.
До нас дошло большое количество снимков царской семьи. Фотографирование в то время перестало быть хлопотным занятием и стремительно набирало популярность. Романовы очень любили позировать и сниматься. Царица-мать заказала за границей лучшую аппаратуру, в Царском Селе открыли лабораторию, которая каждый год изготавливала до двух тысяч фото.
1914 год. Николай II с дочками на борту императорской яхты «Штандарт».
Фотография стала семейным хобби Романовых. Всем семейством они по вечерам перебирали кадры, и добавляли лучшие в альбомы. Девочки разрисовывали обложки акварелью, украшали лентами и цветами. Многие альбомы сохранились, часть у нас, часть вывезли за границу. Разглядывая кадры разных лет, видишь, как росли и менялись царские дети.
Купаться готовы!
В то время было принято фотографироваться чинно-благородно, без кривляний. На большинстве снимков девочки спокойно позируют, но иногда характер прорывался, и тогда получались самые интересные кадры. Кстати, не думайте, что Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были похожи друг на друга. Это только впечатление, в жизни они сильно отличались. Ольга – самая добрая, Татьяна – прирожденный организатор, Мария – стеснительная и обаятельная, Анастасия – непоседа.
Татьяна Романова.
Николай II обожал своих девочек. Он даже радовался, что жена не спешила с рождением наследника. Говорил, что сын – его приемник – принадлежал бы стране и народу, а дочки только их. Наследник Алексей появился на свет последним, вслед за четырьмя сестрами. Мать-немка настаивала, чтобы детей воспитывали в строгости и скромности. Девочки носили простые платья, проводили дни в учебе, прогулках и играх.
Весна 1917 года. Под домашним арестом в Царском селе.
Все ждали, что подросшие княжны «разлетятся» невестами по разным странам. Но они не хотели покидать родину. Первая мировая спутала все карты, закрыла многие границы. Потом была революция и… вы сами всё знаете. Романовы, ныне признанные новомучениками, ушли все вместе в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Но память осталась. В том числе – благодаря этим фотографиям.
1908 год. Татьяна и Ольга вместе с фрейлиной Анной Вырубовой во время путешествия в Финляндию.
1911 год. Ольга и Татьяна в парадных мундирах «своих» подшефных полков.
1913 год. Мама и дочки.
1914 год. Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия на борту императорской яхты «Штандарт».
1915 год. Ольга с ранеными солдатами в палате Дворцового госпиталя.
Весна 1917 года. Татьяна и Анастасия на прогулке с собакой в Царском Селе.
Лето 1917 года. Царские дочери после кори.
Брат Алексей корью не болел, но попросил постричь и его, чтобы поддержать сестер.
Весна 1918 года. Последнее фото императрицы с дочерьми Татьяной и Ольгой.
Николай II в Царском Селе после отречения от престола вместе со своими детьми и племянниками.
Комментарии
«Правда» лжет,— она прекрасно знает, что «буржуям» нечему радоваться по поводу открытия Учредительного Собрания, им нечего делать в среде 246 социалистов одной партии и 140 — большевиков..
«Правда» знает, что в манифестации принимали участие рабочие Обуховского, Патронного и других заводов, что под красными знаменами Российской с.-д. партии к Таврическому дворцу шли рабочие Василеостровского, Выборгского и других районов. Именно этих рабочих и расстреливали, и сколько бы ни лгала «Правда», она не скроет позорного факта.
«Буржуи», может быть, радовались, когда они видели, как солдаты и красная гвардия вырывают революционные знамена из рук рабочих, топчут их ногами и жгут на кострах. Но, возможно, что и это приятное зрелище уже не радовало всех «буржуев», ибо ведь и среди них есть честные люди, искренно любящие свой народ, свою страну.
Одним из таких был Андрей Иванович Шингарев, подло убитый какими-то зверями.
Максим Горький.
Расстрел демонстрации в поддержку учредительного собрания.
Я, как участник шествия еще 9 января 1905 г., должен констатировать факт, что такой жестокой расправы я там не видел, что творили наши „товарищи“, которые осмеливаются еще называть себя таковыми, и в заключении должен сказать, что я после того расстрела и той дикости, которые творили красногвардейцы и матросы с нашими товарищами, а тем более после того, когда они начали вырывать знамена и ломать древки, а потом жечь на костре, не мог понять, в какой я стране нахожусь: или в стране социалистической, или в стране дикарей, которые способны делать все то, что не могли сделать николаевские сатрапы, теперь сделали ленинские молодцы.» ...
Из показаний рабочего Обуховского завода Д.Н.Богданова от 29 января 1918г
Все эти кунштюки превращают споры со сталинистами в беспрерывные попытки сообразить, что там у них на этот раз в голове отложилось и как прочиталось и как вообще им можно что-либо объяснить.