Две Пулитцеровские премии и один Букер за тот столик
На волнах Орды чуть подлиннее рубрика «Две Пулитцеровские премии и один Букер за тот столик».
Дорогие друзья, мы знаем, вы держите руку на пульсе современности и, конечно же, уже слышали, что сифа из Кафтанчиково по имени Алексей намерена в будущем вернуться обратно в Россию, когда долечит своё необъяснимое влечение к уточкам. И, вполне вероятно, уже успели ознакомиться со вчерашним совместным расследованием ФБК, CNN, Der Spiegel и Bellingcat, согласно которому, Алексея Анатольевича травили чуть ли не восемь ФСБшников – специалистов по ядам и боевым отравляющим, на ходу менявших фамилии, сим-карты, жён, паспорта, билеты и не Бог весть что ещё.
И мы читали и смотрели. Там как обычно ничего не понятно, но очень интересно, дорогие друзья, и есть особенный момент, на которым мы хотели бы заостриться – а именно на повествовательной стилистике больнушки Алексея и повествовательной стилистике американского медийного флагмана CNN.
Во-первых, представьте ситуацию: вы на полном серьёзе полагаете, что вас стремится отравить руководство одной из трёх действующих в мире супердержав. Причём, речь идёт именно о супердержаве, за которой молва надёжно закрепила образ расчётливого и безжалостного карателя, нетерпимого к диссидентам, способного достать своих врагов где угодно на земном шаре, не говоря уже о собственной территории. Которому в послужной список заранее были внесены Политковская, Скрипаль, Литвиненко, убийство бородатых детей в белых касках под Идлибом и как там звали того бывшего террориста, которого в прошлом году неизвестные хлопнули в Германии.
Более того: вы утверждаете, что супердержава чуть не убила боевым отравляющим веществом вашу жену, прежде чем отравила вас.
Но вам каким-то чудом удалось спастись, вас вывезли на детокс в Баден-Баден, и вы выживете, хоть врачи и не уверены, что влечение к уточкам когда-нибудь удастся полностью победить.
Каков разумный порядок действий в подобной ситуации с вашей стороны и со стороны прогрессивной части мирового сообщества, стремящегося всеми силами спасти больнушку с прицелом когда-нибудь усадить её в России на трон?
Программа защиты свидетелей. Смена паспорта, смена внешности, полное исчезновение с радаров, чтобы укрыть потенциальную жертву от Назгулов, которые вот-вот прибудут в Шир на ознакомительную экскурсию по шпилям. Другого разумного порядка действий в подобной ситуации нет, дорогие друзья.
Если существует реальная угроза убийства медийно-крупного охраняемого объекта, причём, предполагаемые мотивы в сценарии заранее прописаны и местные СМИ уже намекают, что за сифой из Кафтанчиково в Европу уже мог выехать воронок, что не следует делать ни при каком раскладе?
Постить фоточки в инстаграм, дорогие друзья. Попадать в объективы камер во время прогулки по европейским локациям. Светить исхудавшее личико во время телемоста в Европарламенте. Программа защиты свидетелей в Германии подкреплена законом «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность», и этот случай по зарубежному описанию в неё идеально вписывается.
Скажем больше: там и члены семьи, и Певчих, и все летавшие с Лёхой в ту командировку, по идее, должны быть надёжно замурованы. Сам Лёха уже должен выглядеть как какой-нибудь небинарный турок, лучше прям в парандже – так, что натолкнись вы на него в супермаркете, ни за что бы не сказали, что перед вами отец русской демократии, а не переодетая тумбочка.
Вместо этого, дорогие друзья, аккурат под избрание нового президента США, понимая, что про Лёху опять что-то начали забывать, мы с вами наблюдаем аттракцион невиданной эластичности: мышь в муках пытается родить гору, исполняя при этом «ахаха, вот он я, я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от ФСБ ушёл. Вот он я, сижу на минеральных водах, вот он я гуляю по городу, вот он я кормлю утку».
Причём, если вы смотрели видеорасследование, то обратили внимание, наверное, на его весёлую стилистику. Ха-ха, чуть не убили жену, ха-ха, чуть не убили меня тоже.
И на следующий день: вернусь-ка я в Россию, мне там нравится.
Логично?
Да, вообще норм, вопросов нет, Алексей.
В расследовании, при этом, поднят действительно важный момент, только к нашей больнушке он отношения не имеет. Это действующий чёрный рынок баз данных в стране, на котором можно найти в том числе и данные на сотрудников правоохранительных органов. Причём, получить такие данные можно только дав на лапу нерадивому сотруднику. Вот это действительно большая проблема, дорогие друзья: в большинстве случаев достаточно установить имя, фимилию и отчество нужного человека и знать дату его рождения, чтобы нарыть на него вообще всё за последние лет пятнадцать: от долевого участия в покупке квартиры до задолженностей по налогам.
Но, повторяемся, к угрозе жизни Алексея это мало относится.
Во-вторых, дорогие друзья, если вас в детстве били по голове томиком Бонк Н.А., то не поленитесь, конечно, почитайте, как история изложена в CNN.
Характерной особенностью современной англоязычной прессы является её удивительная информационная подача, способная свести на нет вообще любую серьёзную тему, но когда речь заходит о русских историях, по-ту-сторону-океанские авторы каждый раз, кажется, стараются взять Пулитцеровскую премию, Букера и премию «Русский детектив» одновременно.
Натурально любой материал превращается в психоделический триллер, погружающий читателя в зловещую атмосферу Мазэр Раша, где есть протагонист, антагонисты, секреты и климакс, климакс, климакс очередной авторки (любого пола), которая с детства мечтает написать бестселлер, но в жизни начальство раз за разом заставляет писать про десять секретов, которые таят в себе помидоры. Поэтому история про сифу из Кафтанчиково авторка видит как билет в большое будущее, и с ходу начинает (далее перевод реального начала статьи с CNN):
«Около 9 утра, 13 августа, 33-летняя русская женщина по имени Мария Певчих зарегистрировалась на рейс из Москвы в сибирский город Новосибирск. Она была не одна.
Тем утром, когда она ехала в аэропорт Домодеово, ей на хвост сел сотрудник элитного подразделения российской службы безопасности – ФСБ. Олег Таякин, худощавый, лысеющий мужчина с зелёно-голубыми глазами, оставался в аэропорту, пока Певчих не улетела».
Или дальше: «За командой Навального всё время в России следит ФСБ – преемница советской секретной полиции, КГБ. Но Таякин - не обычный агент. Он часть команды, специализирующейся на ядах и нерво-паралитических веществах».
Это тупо из первых четырёх-пяти абзацев, а урожай литературной клюквы уже бьёт квартальные рекорды.
А дальше будет о том, что «неделю спустя Навальный будет биться за жизнь – его тело будет опустошено нервно-паралитическим «Новичком», его органы будут отказывать. Он потерял сознание на рейсе из Томска, который был его последней остановкой в путешествии по Сибири».
И всё в таком духе. Вместо железобетонных доказательств с ходу в лоб, англоязычная журналистика каждый раз предлагает вам усесться поудобнее в кресло, накрыться пледом и, кольнув в мошонку кетамин, отправиться в увлекательное путешествие рука об руку с непризнанным литературным талантом, который мимоходом покажет вам ничего не доказывающие фотографии и отсыпет с десяток мистических русских фамилий, в которых вы не разберётесь, но главное-то, главное – атмосфера.
Отчасти поэтому, дорогие друзья, нам так сложно воспринимать всерьёз любую русскую сенсацию, нарисованную их авторами. Когда вы читаете текст, на подсознательном уровне вы ведёте с его автором диалог, оперируя своей логикой и знаниями, но в случае современной англоязычной прессы выстроить такую беседу решительно невозможно. Получается что-то вроде:
- Кремль пытался отравить Навального второй раз.
- А почему его просто не застрелили?
- …Агент элитного спецподразделения, специализирующийся на ядах, сидел на хвосте Певчих и покинул аэропорт только когда она вылетела в Сибирь.
- Да, но почему его просто не застрелили-то?
- …Наше совместное расследование, проведённое совместно с Bellingcat, расскажет о том, как сотрудники элитного спецподразделения ФСБ следовали за Навальным по Сибири весь август.
- У них пистолета не было? Или чё?
- Худощавый лысеющий Таякин из элитного подразделения ФСБ…
- Не умел стрелять?
Не знаем, дорогие друзья. Новость о том, что за Алексеем с давних пор следит наружка, что информацию по нему нельзя достать ни в одной выписке, потому что они находятся под особым контролем, что за отцом русской демократии в принципе уже долгие годы осуществляется чуть ли не круглосуточный надзор – никакая не новость. Это знают абсолютно все, кто хоть сколько-нибудь интересовался жизнью сифы из Кафтанчиково.
ФСБ-преемница-КГБ, которая на протяжении долгих лет готовит на территории РФ хитровыделанное покушение на объект, постоянно находящийся в поле зрения, это какой-то нонсенс.
Великие западные спецслужбы, не включающие программу защиты свидетелей в таком кейсе - это нонсенс.
Отсутствие уголовных дел, требований выдачи подозреваемых, отсутствие международного расследования в таком громком деле, в котором, как пишут тамошние, уже всё в принципе-то понятно, - это нонсенс, дорогие друзья, сколько бы новых литературных статей и видео ни подогнали нам в будущем прогрессивные зарубежные СМИ.
Все эти материалы в лучшем случае призваны напомнить, что Алексей ещё где-то там коптит в атмосферу и нормально похудел, но раз за разом не отвечают, почему в элитном спецподразделении наследницы КГБ, базирующейся в стране, известной своими «Альфой», ГРУ, СМЕРШем, ледорубами, высокоточным оружием, ядерными ракетами и борщом – не нашлось специалиста по огнестрельному оружию?
В стране, напомним, в которой в последние годы в принципе любой желающий мог облить Навального зелёнкой.
[Орда] – родная, злобная, твоя
/
Комментарии
Да, а про зелёнку... Да там свои облили, причем небось просмотрели сперва ее свойства, чтобы вреда не причинить, не обжечь. Какой дурак пойдет брызгать кого то зелёнкой? Свою одежду всю ухайдокаешь. Свои, по сценарию.