Папа, мама, ребенок и самолет

Летим. Летим. Летим. После двух часов спокойного полета ребенок лет трех с половиной-четырех, сидящий впереди между родителями, начал проявлять себя. Сначала вставать, потом заглядывать вперед и переговариваться с ребенком, который там сидит, потом кричать.

Как поступают родители? Обыкновенно. Мама лжет и угрожает: «Сейчас придет тетя и заберет». Папа инструктирует, лжет и угрожает: «Сиди тихо. Сидеть, я сказал, а не то милицию позову». Ребенок кричит все громче. Папа крепко пристегивает ребенка к креслу. Ребенок истерически кричит «Не хочу пристегаться». Папа лжет: «Мы уже садимся». Ребенок немножко стихает. Через какое-то время опять начинает шебуршиться. Папа опять лжет: «Больше тебя не возьмем. Оставим тебя тут». Ребенок заинтересовывается, отвечает: «Тебя оставим». Папа: «Тебя оставим, меня тут оставлять нельзя, как меня тут оставить?». Ребенка заклинило, он пытается копировать интонации папы: «Тебя оставим!». Папа продолжает утверждать, что оставят ребенка, говорит «Ты меня разозлила». Ребенок упорствует. Папа переходит к рукоприкладству. Мама отвлекает ребенка на себя, что-то спрашивая, проблема временно исчезает. Через какое-то время ребенок опять пищит, папа опять заводит песенку о том, что «сейчас позову», ребенок практически не обращает внимания – все эти разы никого так и не позвали.



Сама по себе ситуация достаточно распространенная: родители не озаботились пониманием того, что ребенку трудно выдержать в неподвижности трехчасовой перелет. Может, они погуляли с ребенком хоть раз по самолету? Нет. Может, родители запаслись настольными играми или еще чем-то, что может отвлечь ребенка? Нет. Слушают ли они его, когда он что-то говорит? По сути, нет. На какие-то слова ребенка мать ему в ответ: «Спать будешь?». Ребенок отвечает «Нет». Мать задает сакраментальный вопрос: «Почему?». Ребенок затихает, ворочается и отвечает через некоторое время: «Я не могу спать, мне трудно». Мама что-то угрожает в ответ. Ребенок плачет. Папа его дергает. Ребенок всхлипывает и затихает.

Два с половиной часа полета. Ребенка сводили в туалет, он хоть немного подвигался и затих. Впервые с начала капризов вижу улыбки на лицах папы и мамы. На вид теперь это обыкновенная счастливая семья с довольным (пока) ребенком. Тем не менее, в этой семье единственный человек, который показывает умение общаться, не стесняется говорить о своих проблемах теми способами, которые ему доступны – это ребенок. Думаю, еще через несколько лет такого «общения» родители его отучат.