Ножиков - Говорин. Всем известный в Иркутске конфликт, которого не было.
.
Ножиков - Говорин. Всем известный в Иркутске конфликт, которого не было.
Посмотрел сегодня фильм о Любославском А.М. Создаётся впечатление, что автор мягко пытается оправдать иноагентство некоторых лиц и организаций ссылкой на авторитет иркутского правозащитника начала 90-х. Попытка получилась не очень. Ведь реальная отдача от деятельности правозащитника при губернаторе Ножикове фактически не раскрыта. Да и гранатовая поддержка из-за границы Любославскому пошла не сразу. Первоначально и он, и его окружение по слухам ориентировались на поддержку со стороны криминального общака.
Но особо мне показалась неприемлемой попытка уход Любославского с поста председателя комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области связать с "противостоянием" Ножиков-Говорин. Мол, был "хороший" губернатор Ю.А. Ножиков, а при нем был "рыцарь" правозащиты Любославский. Пришел "плохой" Б.А. Говорин и Любославского во власти не стало.
На самом деле Любославский, как и все руководители команды губернатора Ножикова, сложил с себя полномочия по закону. То, что в новую команду его не привлекли, зависело от многих причин. Но прямого отторжения не было. Да и вся команда комиссии по правам человека, сформированная Любославским, была сохранена.
Другое дело, что личное неприятие нового губернатора было в команде Ножикова очень сильно. Но прямого конфликта Ножиков - Говорин не было. Более того, именно Ножиков поддержал кандидатуру Говорина на выборах в 1997 году. Были лишь разногласия. Конфликт у Говорина был только с частью команды Юрия Абрамовича, которой фактически руководил первый его заместитель.
Суть конфликта была в реалиях экономической политики, проводившейся этой командой в Иркутской области. Именно эта политика и привела к отставке Ножикова. Отставка произошла потому, что дальнейшее ее проведение привело бы к полному коллапсу жизни области.
Поясню. Ножиков и Говорин в период слома Советской системы управления шли нога в ногу. Ножиков вышел из партии в период "августовского путча" в начале ночи, а Говорин под утро 20 августа. Ножиков пригласил в команду многих "неформалов". И Говорин тоже. И тот и другой поддерживали реформы и правозащитников, помогали общественным организациям, иногда ходили на митинги и так далее.
Разница между ними состояла в тактике проведения реформ. Экономическая команда Ножикова активно проводила в жизнь политику ускоренного перехода к рыночной экономике, пусть даже ценой временного падения уровня жизни населения. Говорин же считал, что экономические реформы нужно проводить осторожно, так, чтобы они не ухудшали жизнь людей.
Массовая приватизация промышленных предприятий в стране проходила под контролем местных властей. Иркутская область была в лидерах. Огромные промышленные комплексы Братска, Ангарска, Иркутска, лишенные государственной поддержки или скупались на корню "москвичами", или саморазрушались.
Все происходило очень быстро. Из Москвы требовали ускорить продажи промышленных гигантов как только возможно.
Внешне это выглядело странно. Ещё вчера предприятие подчинялось областному правительству, а уже завтра какой-то конторе в Москве. Туда же ушли и все доходы и налоги. Но областные власти говорили, что все будет хорошо. Москва станет делиться.
В Иркутске крупные предприятия разрушались прямо на глазах. Лишенные государственного заказа предприятия прекращали производство, часто превращая производственные помещения в торговые. Релейный завод, завод карданных валов, радиозавод, завод тяжёлого машиностроения и многие другие постигла эта участь. Сворачивание производства сопровождалось массовыми увольнениями.
Областные власти пообещали компенсировать потери средств на местах и ввели, на фоне страшной инфляции, областные доплаты к зарплатам бюджетников. Но отчисления налогов в бюджет области сократились на порядок. Не то что надбавки, но и зарплаты было платить не из чего. Задолженности по зарплатам в некоторых районах достигли полутора лет. Федеральный центр в помощи отказал. Это привело к отказу Иркутской области делать отчисления в федеральный бюджет. Однако этих денег ни на что не хватало, а отношения с московским руководством были испорчены. Именно область проводила приватизацию, которая привела к сокращению ее бюджета. Поэтому и разрешать возникшие проблемы должна была, по мнению Центра, собственными силами. А "народный президент" Ельцин попытался уволить за самоуправство "народного губернатора" Ножикова. Народ вступился за Ножикова массовыми митингами и отстоял своего губернатора, но денег от этого не прибавилось. К 1997 году положение стало нестерпимым. Реального пути изменения ситуации у команды Ножикова не было, и он подал в отставку.
А что было в Иркутске? Мэр города Б.А. Говорин встретился с руководством Иркутского авиазавода, и они договорились о временном послаблении выплат отчислений в городской бюджет. Тем самым были спасены от увольнения около 10000 работников. Все затратные проекты городского обустройства были свёрнуты. Осталось на финансировании только то, без чего город не мог существовать. Потеряли доходы многие мелкие предприятия. Но бюджетники регулярно зарплату получали.
Режим экономии не прибавил сторонников Говорина, наоборот. Но зато в области авторитет его вырос неимоверно. Во всей области врачи , учителя и другие бюджетники зарплаты не получали, а в Иркутске им платили без задержек! По неволе у людей возникал вопрос о причинах такого положения. Причина, судя по всему, была в неэффективном руководстве.
Говорин, по слухам, назвал проведенную в области приватизацию не прекрытым воровством. А вор должен сидеть в тюрьме. Автор областной приватизации ответил. Так и возник конфликт мэра Иркутска и первого зама губернатора но, который потом некоторые заинтересованные лица попытались представить как личный конфликт губернатора области и мэра областного центра.
Поэтому, когда Говорин с подачи Ножикова стал губернатором, многие лица из областной администрации ушли и не вернулись. В том числе и правозащитник Любославский.
Говорин проявил себя как истинный государственник, чем и заслужил непрекрытую ненависть грантополучателей из-за границы. Эту ненависть они демонстрируют и до сих пор, косвенно ударяя по сегодняшнему руководству России.
Пусть Говорин вывел область из долговой ямы, но зато отменил "ножиковские" доплаты, говорят некоторые сегодня. А ещё он "выгнал" многих уважаемых специалистов, и многих лишил доступа к бюджетной кормушке. Этого ему до сих пор не могут простить.
Вот таким мне видится "конфликт" Ножиков-Говорин.
Комментарии