Лучших покупают
Лучших покупают.
Я иногда вспоминаю школьный учебник новой истории, где описывались приемы , позволявшие капиталистам обманывать рабочих. Там, в частности, описывалось, как лучших рабочих подкупали высокими зарплатами и другими стимулами, формируя "рабочую аристократию". Такие рабочие жили хорошо и не видели в капитализме ничего плохого. Именно они помогали собственникам средств производства управлять рабочими массами, не допуская их участия в борьбе за свои права.
Все эти пояснения вызывали у меня много сомнений. Ведь и на советских предприятиях было расслоение среди рабочих. Те у кого был больше стаж и получали больше. А ещё была система разрядов. Хочешь больше получать, сдавай на более высокий разряд.
Получалось, что и в СССР и у капиталистов подкупали лучших? И у нас и у них большие чиновники и директора получали больше простых работяг. Они лучше питались, одевались, имели лучшее жилье. Их дети учились в престижных школах и вузах. В чем же была разница?
Мне объясняли, что разница в распределении доходов. У них большую часть гребёт собственник, а у нас все делится по труду. Но как же тогда объяснить, что алкаши и бракоделы у нас получали туже зарплату, что и все нормальные работяги? Чиновники разъезжали в черных волгах, а работяга с трудом мог купить мотоцикл с коляской. У "шишек" были свои поликлиники, санатории, магазины. Неужели они так много работали?
За подобные слова мне часто попадало от учителей. Но я видел, что взрослые старались уходить от ответов на мои вопросы, отворачивались.
Я родился в семье офицера. Военные получали значительно больше денег, чем большинство работяг. Для меня было странным, когда кто-нибудь из моих уличных знакомых пацанов говорил, что хочет жрать. Когда они заходили к нам в квартиру, мама всегда старалась их покормить. Им было неудобно, а я считал это нормой. Пока не сходил раз другой к ним домой. Суп, которым меня угостили был очень жидким. А когда однажды мне предложили попить чаю и спросили:
- Тебе с молоком или с сахаром?
Я не задумываясь ответил:
- И с тем, и с другим.
И получил в ответ злой вопрос:
-А ... не слипнется?
Мог ли я тогда подумать, что придет время, когда большая часть россиян будет экономить на еде?
В СССР существовала система поощрения лучших рабочих. Это распространялось и на приём в партию. Членство в партии давало возможность быстрого роста по производственной линии, а значит и роста зарплаты. Но накладывало и определенные дополнительные обязанности общественного характера. Рабочие особо в партию не стремились. Существовала квота по приему в партию служащих, а рабочих в партию буквально затаскивали. Идеологически это обосновывалось тем, что у нас было государство рабочих, как наиболее сознательной части трудящихся. Во второй половине ХХ века в Советском Союзе рабочие давно уже не были пролетариями, но идеологические догмы оставались незыблемыми.
Так или иначе, но в партии к концу века была сосредоточена наиболее ответственная, работоспособная, грамотная часть населения страны. Вот по ней и был нанесен удар в ходе Перестройки.
Когда Горбачев провозгласил идейный плюрализм, который на деле вылился в шельмование всех достижений советской страны, ее народа. И в первую очередь удар пришелся по партийцам. Партия сама себя разрушала, провозгласив путь на многопартийность. Партийные комитеты даже курировали создание некоммунистических партий.
Бывало, что кандидаты в депутаты от партии на собраниях по выдвижению называли сидящих в зале красно-коричневыми, а их всё равно выдвигали и поддерживали. А рабочих-партийцев откровенно шельмовали, унижали, выгоняли с работы.
В 1990 году Ельцин собрал большое совещание председателей райисполкомов России. На нем он сообщил, что все, кто совмещает должности секретарей райкомов и председателей райисполкомов должны покинуть партийные посты, так как вскоре партия будет ликвидирована. Эти планы совершенно не скрывались.
Когда разразился августовский кризис, стало ясно, что девятнадцати миллионная организация в ближайшее время будет разогнана. Партия в это время проявила абсолютную беспомощность.
Я помню, что 21 августа 1991 года в Иркутске горком партии провел собрание партийного актива. Обсуждалось, что делать дальше. На собрание прибыл первый секретарь обкома, который уверял, что все под контролем. Мол, скоро все успокоится. Не надо волноваться. Я не выдержал и задал вопрос:
-Что собирается делать обком партии для защиты областной организации, иногда скоро КПСС будет запрещена?
Секретарь ответил:
-Сейчас началась уборка урожая. Мы должны мобилизовать коммунистов на ударный труд. Это на сегодня наша главная задача.
Через пару дней партия была распущена. Лучшим работникам страны плюнули в душу. К власти пришли прохиндеи.
***
На сегодняшний день у нас в стране нет сознательного трудового мобилизационного потенциала для решения прорывных задач. Возможно он и не нужен. Рабочую силу для проектов, реализуемых в сложных условиях, по дешёвке покупают в странах СНГ. Прорывные места планов латают по старинке с помощью армии.
Остаётся вопрос, можно ли ждать максимальной отдачи хотя бы лет на десять от работников, закупленных по дешёвке, или отбывающих "долг родине"? Сомнительно. Есть ли в перспективе хотя бы планы по изменению ситуации в обозримом будущем? Не известно.
Из мусора дворцы строить трудно. А лучшие стоят дорого. Но для достижений и рывков нужны именно лучшие. Раньше они шли на трудовые подвиги за идею. Теперь, когда светлые идеалы однажды были преданы и растоптаны, этих людей лозунгами на свершения не повести. Сегодня их и у нас покупают. Иначе ничего прорывного не добиться. Лучших покупают. Готовы ли нынешние рулевые прогресса платить?
Комментарии