5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому" (Матф.27:19)

На модерации Отложенный

Жена правителя Иудеи Клавдия Прокула, - наверноеодна из самых загадочных персоналий Нового Завета. Она появляется в Евангельской истории всего один раз - во время судебного процесса над Господом Иисусом Христом (Мф. 27:19). И совершает всего один поступок: просит мужа освободить Праведника, из-за которого во сне много пострадала (просит, умоляет, но безуспешно, ибо Пилат идет на поводу у народа).

 
 
Альфонс Франсуа. Сон Клавдии Прокулы. Изображение взято в открытых источниках.
 

Альфонс Франсуа. Сон Клавдии Прокулы. Изображение взято в открытых источниках.

Тем не менее, в Греческой, Эфиопской и Коптской церквах жена Понтия Пилата прославляется в лике святой мученицы. А на известном православном портале "Азбука веры" (по благословению ныне преставившегося ко Господу блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины) Клавдия Прокула включается в число современных святым апостолом равноапостольных жен. В жене Пилата есть некая тайна, основанная на недосказанности... Клавдия Прокула, единожды появившаяся в Новом Завете, интригует так же, как таинственный Мелхиседек, единожды появившийся в Завете Ветхом...

Кто же она - эта Клавдия? Каково ее подлинное имя? Из какого она рода-племени? В какой момент суда над Иисусом появляется? Чего хочет? Что с ней происходит после суда над Христом? Давайте разбираться...

Загадка №1 - Каково подлинное имя жены Пилата? Здесь все очень не просто... Евангелист Матфей не называет подлинного имени жены правителя. Ответ дают апокрифы. Согласно апокрифическим версиям, подругу жизни правителя Иудеи звали "Прокулой". Вот цитата из апокрифического (не канонического) "Евангелия от Никодима" (имеется в виду "длинная", латинская версия апокрифа, а не "короткая", греческая):

"Пилат, видя то (склонившиеся перед Иисусом знамена - Христофор+), был объят ужасом, и стал он подниматься с судейского кресла своего. И когда думал он подняться с кресла своего, жена его, именем Прокула, прислала сказать ему: «Не делай ничего Праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него" (Евангелие от Никодима. 2:1).

Ту же самую версию личного имени жены Понтия Пилата можно увидеть в другом апокрифе под названием "Обращение Пилата". В этом апокрифе жена Пилата, присутствующая при трагичной кончине мужа, вновь называется "Прокулой". Поэтому, если верить апокрифическим книгам, жену Понтия Пилата звали не "Клавдией", но "Прокулой" (или "Проклой").

"Не может быть!" - скажет (злобный хейтер) кто-нибудь. - "Клавдия - это личное имя! А Прокула - фамилия!" А вот и нет! Выражение "Клавдия Прокула", действительно, навязывает стереотипно "русское" восприятие личного и родового имени жены Пилата, где первое слово (Клавдия) - это, как будто бы, преномен (praenomen), то есть личное имя. А второе слово (Прокула) - якобы номен ("nomen"), то есть родовое имя. Или фамилия.

Однако на поверку все выходит с точностью до наоборот... Личное имя жены Пилата - это Прокла (или Прокула). А родовое имя - Клавдия. Этот тезис очень легко доказать, если посмотреть список 53 патрицианских родов, существовавших в Древнем Риме со времен республики. Рода Проклов (Прокулов?) в этом списке не существует. Просто... Как не существует такого рода и в списке обычных древнеримских родов, которые формировали костяк древнеримского гражданства... Больше того! Личное имя жены Пилата можно прочитать на ее иконе (нашел только такой вариант). Там написано "Прокла", но никак не "Клавдия".

 
Св. Прокла. Изображение взято в открытых источниках.
 

Св. Прокла. Изображение взято в открытых источниках.

Загадка №2. Из какого рода жена Пилата? А вот здесь все на порядок проще... Если личное имя жены Пилата - Прокла, то ее родовым именем (то есть фамилией), конечно же, будет Клавдия. В списке патрицианских родов Древнего Рима род Клавдиев (сабинянского происхождения) наличествует и считается одним из древнейших. Что же это за род?

Среди главных ветвей этого рода: Клавдии Крассы, Клавдии Пульхры, Клавдии Центоны, Клавдии Марцеллы и Клавдии Нероны. Самой известной и значимой ветвью рода Клавдиев в. 1 веке н. э. становится ветвь Клавдиев Неронов. Ибо именно из нее выходит отец второго римского императора Тиберия (Тиберий Клавдий Нерон Старший). Из этой же ветви является и сам Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон). То есть правящий к моменту суда над Господом Иисусом Христом император...

Выходит, если Клавдия - родовое имя жены Пилата, то последняя - родственница правящего императора Тиберия. Занятно, правда?

Еще как занятно... Но, может быть, жена Пилата из какой-то другой ветви рода Клавдиев? Не из императорского? А вот нет... Из того самого, который стоял в 1 веке у руля... Это отчасти видно из 2 послании апостола Павла к Тимофею. Это послание было написано в Риме, накануне казни апостола. В этом послании Павел, перечисляя избранных членов Римской Церкви, оставшихся с ним, говорит и о некоей Клавдии«Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братья» (2Тим.4:21).

Святые отцы (свт. Афанасий Александрийский, блаженный Августин, Иоанн Малала и др.) полагают, что упоминаемая в послании Павла Клавдия и есть жена Понтия Пилата... Косвенным аргументом в пользу высокого происхождения Клавдии становится статус упомянутых во 2 послании к Тимофею лиц: Пуда и Лина. Это не обычные рядовые братья (как, например, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров и др.). Это даже не основатели Римской Церкви: Андроник и Юния (Рим.16:7). Это элита древнего христианского Рима эпохи принципата. Ибо Пуд, как говорит свт. Феофан Затворник, происходил "из сенаторов"; он "в доме своем принимал святых апостолов Петра и Павла". А Лин - это "первый Римский епископ после святых Апостолов"(Феофан Затворник, свт. Толкование на второе послание к Тимофею). Иначе говоря, уверовавшей жене Понтия Пилата в Риме как раз и надлежало вращаться в кругу римских сенаторов и христианских епископов. Это ее социальный круг...

Загадка №3. Когда появляется Клавдия? Согласно Матфею, жена Пилата возникает в евангельской истории после второго допроса Иисуса Христа (Пилат дважды допрашивал Иисуса: первый допрос происходит в 18 главе Евангелия от Иоанна (Ин.18:33-37); второй допрос - в 19 главе (Ин.19:9-11)). К этому моменту Пилат убедился в полной невиновности проповедника из Назарета, желал отпустить Его и, самое главное, восседал на судейском месте, называемом "Лифостротон" (Ин.19:13).

Иначе говоря, в это время правитель Иудеиуже произвел предварительное и судебное следствие по делу Иисуса Назорея и готовился выносить приговор. Пилат должен был сказать либо: «Absolvo» (что значит: «оправдываю, освобождаю»), либо: «Condemno» (что значит: «осуждаю»). Сам судья склонялся сказать: «Absolvo» («оправдываю, освобождаю»), ибо не верил в виновность Иисуса. В Евангелии от Луки Пилат (находясь не на судейском месте) объявляет первосвященникам и народу: "Я не нахожу никакой вины в этом человеке" (Лук.23:4; Ин.19:4).

Антонио Чизерине. "Се - Человек!". Изображение взято в открытых источниках.

Антонио Чизерине. "Се - Человек!". Изображение взято в открытых источниках.

Однако первосвященники и и народ требовали, чтобы он сказал: «Condemno» («осуждаю»). Они кричали: "Распни, распни Его" (Ин.19:6). Этот крик был не пустым звуком. Ибо иудеи в случае освобождения ненавистного им Назорея, угрожали правителю стихийным бунтом. Как это было в случае со штандартами (знаменами) и с водопроводом. Об этих печальных для Пилата страницах его правления говорят не евангелисты, а иудейский историк Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат своей неумелой политикой (религиозным нечувствием) нередко провоцировал иудеев к бунту. В первый раз это произошло, когда Пилат приказал внести штандарты с изображениями императора (они назывались "imago") в Иерусалим. Во второй раз - когда решил устроить в Иерусалиме водопровод, а деньги на это благое дело взял из храмовой казны).

Вот в этот самый наидраматичнейший момент и появляется Клавдия.

Загадка №4. Чего просит Клавдия у мужа? Ответом на этот вопрос является единственная фраза, сказанная женой Пилата в Новом Завете. Эта фраза вынесена в заголовок нашей статьи. В синодальном переводе Клавдия говорит: "Не делай ничего Праведнику Тому" (Матфея 27:19). Практически то же самое видим в переводе епископа Кассиана Безобразова. Этот перевод считается одним из самых точных:

"И когда он сидел на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому! Я сегодня в сновидении много пострадала из-за Него" (Матф.27:19).

Согласно обоим переводам, жена Пилата становится единственным свидетелем защиты подсудимого - Иисуса НазореяОна просит мужа не взирать на крики толпы и судить Христа справедливо (то есть требует вынести оправдательный, а не обвинительный приговор), ибо Иисус, по ее мнению, - Праведник, а не злодей, каким безуспешно пытались выставить Его иудеи. В качестве главного аргумента Клавдия приводит сновидение, виденное ею не ночью, но, скорее всего, утром ("сегодня"). Евангелист Матфей не рассказывает о содержании сновидения.

Загадка №5. Что происходит с Клавдией после суда над Иисусом? После суда над Иисусом Христом Клавдия еще целых три года живет в Иудее вместе с мужем. В 36 году Понтий Пилат учиняет кровавую расправу над самарянами и попадает в немилость. После жалобы самарян римский наместник Сирии Луций Вителлий отстраняет Понтия Пилата от должности и отправляет его в Рим для суда уже над самим Пилатом.

Дальнейшая судьба Пилата (и его жены) неизвестна. Евсевий Кесарийский в "Истории Церкви" предполагает, что Пилат был сослан в Галлийский Вьенн, где и покончил с собой в 39 г. н. э. по приказу императора Гая Калигулы. По мысли Евсевия, это было проявлением "Божественной мести". Апокрифы расходятся в трактовке судьбы римского прокуратора. Одни приписывают ему "позорнейшую смерть", после которой тело Пилата привязали к камню и бросили в реку ("Смерть Пилата"). Другие ("Обращение Пилата") - смерть мученическую (от меча).