Свобода печати требует бдительности

На модерации Отложенный

Сегодня – 3 мая – Международный день свободы печати (World Press Freedom Day), который был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. Предполагается, что этот день является ежегодным напоминанием миру о том, что свобода печати и свобода выражения мнений – существенная часть Всеобщей декларации прав человека. В ней, например, в ст. 19 сказано: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

В то же время любопытно посмотреть, как ситуация в России изменилась после распада СССР. Нельзя не отметить, например, что, согласно ст. 125 Конституции СССР от 1936 г. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова, б) свобода печати, в) свобода собраний и митингов, г) свобода уличных шествий и демонстраций». Аналогичная статья (ст. 50) была и в Конституции СССР от 1977 г. Однако эти права оставались на бумаге, в стране процветала цензура, а все газеты писали приблизительно об одном и том же, сообразуясь с курсом «партии и правительства». Правда, если в СМИ того времени попадала конкретная (с фамилиями и адресами) критика «отдельных недостатков», то реакция была почти стопроцентной.

Но современность значительно интереснее. С одной стороны, в ст. 29 действующей Конституции России сказано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом... Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». И эти нормы в России в основном работают. Но с другой стороны, мы видим, что в стране возникают разного рода механизмы обхода этих норм. Например, власти вполне комфортно себя чувствуют, даже когда их критикуют: мол, «собака лает – караван идёт». Пример – бывший мэр Москвы Ю.М. Лужков. Ведь правоохранительные и судебные органы не обязаны реагировать на публикации в прессе, а если их (т.е. органы) правильно «мотивировать», то они встают на сторону современных «хозяев жизни», а не закона. Но даже в такой ситуации власти предержащие стараются оказывать давление на журналистов, СМИ и общественные организации.

История с химкинским журналистом-экологом Михаилом Бекетовым – яркий пример царящей в стране «кущёвки».

Мощным информационным средством стал Интернет, который некоторые личности во власти на протяжении последних лет пытались «отрегулировать» в контексте тех или иных запретов. Но сделать как в Китае пока не получилось. Не исключаю, что позиция президента России Д.А. Медведева в данном случае серьёзно мешает определённой группе лиц «закрутить гайки». И хотя многие с иронией относятся к симпатиям президента к современным интернет-технологиям и гаджетам, но факт остаётся фактом: сегодня Интернет в России – зона свободная от запретов. Хотя в докладе Freedom of the Press 2011: A Global Survey of Media Independence Россия, как и в прошлом году, заняла 175 место, и по версии Freedom House она относится к числу несвободных стран.

Тем не менее, налицо ряд серьёзных негативных тенденций:
(1) Зависимость СМИ от финансирования людьми весьма специфической ментальности ставят работающих в них журналистов под влияние политических или бизнес-пристрастий хозяев СМИ. Пример – времён Ю.М. Лужкова московский телеканал «ТВ-Центр».
(2) Всё более мощную роль стала играть самоцензура, когда журналист не хочет конфликтовать со своим работодателем, а владельцы СМИ не хотят портить отношения с местной, региональной или федеральной властью. Причём владельцы могут быть частью этой власти и заниматься прежде всего обслуживанием и пиаром оной.
(3) На фоне снижения уровня жизни подавляющего количества россиян стоимость печатной продукции и её доставки растёт, делая её всё более недоступной особенно в отдалённых от региональных центров местах.
(4) Очевидна мировая тенденция сокращения печатных СМИ в пользу Интернета и электронных СМИ. Так, события в Сирии и других странах показали высокую роль социальных сетей. Но в последнее время мы также видим, например, отработку в России механизмов типа DDoS-атак на популярные и оппозиционные ресурсы. Не исключаю, это только начало спецоперации по созданию «глушилок» для Сети.

А в итоге опять приходится вспоминать знаменитые слова Юлиуса Фучика о том, что надо быть бдительным.