Школа убийц Созданный ЦРУ центр подготовки в Пешаваре готовил моджахедов против Советской армии

На модерации Отложенный

Центр подготовки моджахедов имени Халида ибн Валида, или Пешаварская школа, наемников был создан по инициативе ЦРУ США. Саудовцы поставили рядом с центром госпиталь для лечения раненых. Также рядом был размещен полк Фатах, состоящий из арабских наемников. Военные крылья арабских партий «Братья мусульмане», «Исламский джихад» согласились участвовать в военном конфликте против советских войск. С 1981 по 1989 год 40 тысяч арабов воевали на стороне моджахедов. 

ЦРУ открыло школу

Центр подготовки моджахедов был организован конгрессменом Чарльзом Уилсоном (один из главных вдохновителей афгано-советской войны), оперативником из ЦРУ Гастом Аврокотосом, директором ЦРУ Уильямом Кейси на деньги, выделенные конгрессом США и королевской семьей Саудовской Аравии. Они объединили под своим началом высшие круги ЦРУ и пакистанской разведки с целью снабжения и обучения моджахедов современным методам ведения войны. В прошлом Уилсон воевал в Корее и был капитан-лейтенантом запаса ВМФ США. Он познакомился с выдающимся оперативником ЦРУ Аврокотосом и вместе они начали готовить к тайной войне верхушку ЦРУ.

Аврокотос отправился на доклад к директору ЦРУ и убедил его устроить для СССР в Афганистане новый Вьетнам. На совещании решено было с целью координации действий использовать силы пяти резидентур ЦРУ: египетской, саудовской, Арабских Эмиратов, пакистанской, таиландской. Наибольший интерес представлял Египет. Гаст лично встретился с министром обороны этой страны Мохаммедом Абу Газалем. Он договорился с ним о покупке 100 тысяч автоматов Калашникова для моджахедов и патронов для них, различные виды мин. Уилсон тем временем убедил комиссию сената по военным ассигнованиям выделить 30 миллионов долларов на поддержку движения моджахедов.

“В США сумели расшифровать коды 40-й армии советских войск. Так американцы взяли под контроль советскую авиацию. И с этих пор вертолеты не могли спокойно летать над афганской территорией”

Гаст создал в ЦРУ группу единомышленников и включил в нее специалистов по партизанским действиям. Так в его группе появился Майк Виккерс – подполковник зеленых беретов, который разработал стратегию применения сил моджахедов. Уилсон убедил конгресс в 1983 году выделять по 250 миллионов на войну в Афганистане. Аврокотос уговорил Кейси съездить с ним в Саудовскую Аравию и договориться о финансовой поддержке в 250 миллионов долларов. Уилсон познакомился с Джоан Херринг, нефтяным магнатом, которая лично была знакома с президентом Пакистана и была «не рада» успехам советских войск в Афганистане. Он убедил ее организовать ему встречу с президентом Пакистана Зия уль Хаком, озабоченным усилением своих ВВС.

Уилсон представлял в конгрессе штат Техас, где компания General Dynamics выпускала самолеты F-16. За поддержку в создании новых ВВС Зия уль Хак познакомил Уилсона с начальником своей разведки ISI генералом Ахтаром. Уилсон предложил тому вместе найти средства против советской авиации – так и появилась идея о создании Пешаварской школы наемников, где инструкторы начали готовить своих коммандос и стрелков из ПЗРК «Стингер».

В школе наемников обучали следующим воинским специальностям: воин-коммандос, артиллерист из горной пушки и миномета, стрелок ПЗРК, снайпер, минер. Все обучение длилось в течение полугода и проходило на высоком уровне. Но школа наемников была особой не только из-за качественного обучения, но и из-за близости города Пешавар, где семь полевых командиров высшего звена под крышей ЦРУ устроили штаб-квартиру. Именно по рекомендации этих полевых командиров и попадали учиться в эту школу.

Наибольшее беспокойство вызывала как у ЦРУ, так и у моджахедов советская авиация, особенно вертолеты со спецназом. Агентство национальной безопасности США сумело расшифровать коды 40-й армии советских войск. Так американцы взяли под контроль советскую авиацию. И с этих пор вертолеты уже не могли спокойно летать над афганской территорией.

Вооружение выпускников школы

Благодаря Аврокотосу и его группе моджахеды получали с черных рынков ПЗРК SA-7 «Стрела», английский ПЗРК «Блоупайп». В Египте, Швейцарии, Пакистане, Сингапуре и Китае только ждали, когда им дадут добро на размещение военных заказов.

Аврокотос убедил Гаста, что они могут распределить эти деньги таким образом, чтобы в течение следующих двух лет их бюджет держался на уровне 750 миллионов долларов. Говард Харт, резидент ЦРУ в Пакистане, купил для моджахедов 100 тысяч английских винтовок «Ли Энфилд».

Аврокотос купил 100 тысяч автоматов Калашникова, а также реактивные снаряды и РПГ в Египте.

Гаст и его люди тратили десятки миллионов долларов на поставки невероятного количества оружия и боеприпасов: миллионы патронов для АК-47, противотанковые гранатометы, ракеты для терроризации Кабула, 14,5-миллиметровые тяжелые пулеметы с трассерными патронами, чтобы отгонять штурмовые вертолеты, 120-миллиметровые гаубицы. С 1985 года моджахеды стали получать «Стингеры».

Уилсон создал систему перекрестных заказов из Пакистана и Египта, чтобы их военные были заинтересованы в поддержке моджахедов. Представители ВМС США, армии и ВВС и оборонные подрядчики из «Дженерал Дайнэмикс», «Макдонелл-Дуглас», «Дженерал электрик», «Локхид» и LTV встречались с Уилсоном для обсуждения оборонного заказа для Египта и Пакистана. Эти страны прежде всего участвовали в непосредственном вооружении моджахедов.

Гаст создал по рекомендации подполковника Виккерса традиционную партизанскую армию численностью не менее 400 тысяч человек. Также Виккерс решил создать элитную группировку, состоящую из 150 тысяч бойцов. ЦРУ учредило 20 разных курсов по широкому спектру дисциплин партизанской войны, иногда продолжавшихся более одного месяца. Моджахедов учили не только стрельбе из нового оружия, но и координации действий в бою и проведению разнообразных операций – от городских актов саботажа до засад.

Также ЦРУ поставляло радиопередатчики, оборудованные системой смены частот и импульсными шифрами.

Боевые операции выпускников школы

На афганской базе ВВС в Шинданде 15 советских МиГов были уничтожены на взлетной полосе. Моджахеды, вооруженные ранцами со взрывчаткой, проникли на базу, установили заряды и взорвали истребители прямо на земле. Излюбленная тактика «школьников» – организация засад на вертолеты и автоколонны с топливом.

Бригадир Юсеф из пакистанской разведки, начальник афганского сектора и друг Аврокотоса и Уилсона, распределял оружие, планировал специальные операции, координировал боевую подготовку, контролировал расход взрывчатки С-4 и «Стингеров», а также руководил анализом спутниковых фотографий. Его офицеры находились в режиме прямой радиосвязи с командирами моджахедов в зоне боевых действий. Он даже направлял группы бойцов ISI – пакистанской разведки, переодетых афганцами, для совместных действий с моджахедами или проведения отдельных спецопераций.

Другие эпизоды войны. Гибель «Мараварской роты» в провинции Кунар – 1-й роты 334-го отряда спецназа 15 ОбрСпН ГРУ ГШ 21 апреля 1985 года. Бой 4-й роты 149-го мотострелкового полка у кишлака Коньяк в провинции Кунар 25 мая 1985 года, захват укрепрайона Кокари-Шаршари – операция «Западня», Герат, 18–26 августа 1986 года. Бой у высоты 3234 у кишлака Алихейль провинции Пактия, 7 января 1988 года. Сражение против «Черного аиста» – пакистанского спецназа – закончилось победой советских десантников.

А также Гардезо-Хостская операция против советских войск, операция на Саланге, операция в Пандшерском ущелье. В ходе боевых операций было уничтожено около 400 вертолетов 40-й армии в период с 1983 по 1989 год.

Моджахеды, руководимые ЦРУ, сумели навязать Советской армии свои правила горной войны, с которыми последняя не была знакома.

С выводом советских войск война в Афганистане не закончилась. Натовцы до сих пор ведут там боевые операции. Прежние полевые командиры давно сменились или погибли. НАТО сумело ослабить движение «Талибан» и «Аль-Каиду», тем не менее война не погасла. Афганистан до сих пор остается взрывоопасным регионом, поскольку граничит с нашими соседями. К тому же выпускники Пешаварской школы по-прежнему участвуют в конфликте на стороне моджахедов из «Талибана» и других враждебных миру партий и политических движений.

Россия теперь не является активным политическим игроком в Афганистане, однако ей следует им стать, изучив опыт Гаста Аврокотоса и Чарли Уилсона. Выпускники Пешаварской школы служат теперь и в ИГ, их можно встретить уже в Сирии. При любом раскладе Россия заинтересована в мирном и прорусски настроенном Афганистане и сделать это можно, только поддерживая своих прежних союзников в Афганистане и официальное правительство.

Тимур Ахметов

Опубликовано в выпуске № 44 (857) за 17 ноября 2020 года