Умрёт двести тысяч: Система здравоохранения не справляется с нагрузкой

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В России в 2020 году умрёт почти на 200 тысяч человек больше, чем в 2019 году. Большинство – не от коронавируса, но из-за перегрузки системы здравоохранения и страшного напряжения в самом обществе.

Автор: Андрей Перла

26 ноября Сергей Собянин в очередной раз продлил в Москве ограничительные меры в связи с эпидемией коронавируса - на этот раз до 15 января. До конца новогодних каникул. Никаких праздников в Москве и в других российских регионах, выходит, не будет. Не до праздников. Всё сожрал ковид. Нужно беречь здоровье граждан. Со здоровьем в конце 2020 года действительно всё невесело - слово года, похоже, "сверхсмертность". Система здравоохранения не справляется.

Ложь, наглая ложь и статистика

Конечно, надо различать реальные проблемы здравоохранения и проблемы, созданные в нашем сознании стереотипами, унаследованными от 90-х, и враждебной пропагандой. Когда в сентябрьском опросе фонда "Общественное мнение" 49% граждан говорят, что дела в нашей медицине обстоят плохо, а полностью довольны здравоохранением в стране только 10% - эти люди говорят не о том, как обстоят дела на самом деле, а о том, какую картину мира для них нарисовали. Говорят о своём страхе: скорая не приедет, в поликлинике очереди, анализы только за деньги, заболеешь - не знаешь, куда бежать. К тому же респонденты, конечно, убеждены в том, что где-то "на Западе", "у них там" дела в медицине обстоят гораздо лучше. То, насколько объективно хуже выглядит Запад в противостоянии с модной болезнью, людей, привыкших думать, что хорошо там, где нас нет, не убеждает. Не убеждают и цифры. Что с того, что в США от ковида уже умерло более 250 тысяч человек - в шесть раз с лишним, чем в России. Мы-то в России, нам здесь страшно.

Недоверие к отечественной системе здравоохранения порождает очень большую часть проблем из тех, с которыми мы столкнулись сегодня. Прежде всего - панику и ажиотажный спрос на лекарства от ОРВИ в аптеках. Однако, если мы разумные люди, надо понимать: на самом деле, несмотря на ковид, статистически ничего особенного сейчас ведь не происходит.

Ну судите сами:

в 2019 году болезнями органов дыхания (грипп, ОРВИ, пневмония) переболели 50 миллионов российских граждан. "Новой коронавирусной инфекцией", по официальным данным, за 10 месяцев заразились примерно 1,5 миллиона человек, из которых 1,3 миллиона уже выздоровели.

При этом поскольку любую пневмонию, а теперь уже и вообще любую простуду интерпретируют прежде всего как ковид, такой диагноз, как грипп, вообще куда-то исчез из практики в целом ряде российских регионов. Осень - традиционное время для эпидемии гриппа. Вы что-нибудь слышали об этом в последнее время? Ну и я не слышал, и никто не слышал. Гриппа как будто бы больше нет. И "обычной" пневмонии место осталось только в медицинской отчётности. Даже врачи уже говорят: "Ковид обнаружили на КТ", хотя с помощью этого исследования можно найти только пневмонию, но никак не вирус.

https://vk.com/video-75679763_456257772?t=

Да и с ужасными цифрами смертности от ковида и пневмонии всё не так просто.

С начала эпидемии коронавируса уже 37,5 тысяч летальных исходов. Это большая беда. Примерно за тот же период в 2019 году от пневмонии умерло 19 тысяч человек. В два раза меньше. Однако это был лучший год за очень долгое время. В 2016-м от пневмонии умерла 31 тысяча человек. В 2014-м - почти 40 тысяч, а всего от болезней органов дыхания - 80 тысяч человек, и это без присоединённого в том году Крыма.

(данные из статьи в журнале "Пульмонология").

То есть показатели смертности от пневмонии в 2014 году были примерно равны нынешним - в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, она же "самая странная пандемия в истории".

Однако при том, что от ковида в России умерло менее 38 тысяч человек, "сверхсмертность" в стране уже составила 16 тысяч человек в месяц. Наиболее пессимистичные оценки - избыточная (по сравнению с 2019 годом и прошлогодними прогнозами) смертность составит в 2020 году до 200 тысяч (!) человек. Откуда эти 160 тысяч дополнительных нековидных смертей?