Безысходные советские мультики
На модерации
Отложенный
Так, друзья — сегодня будет пост из одной из наиболее популярных рубрик моего блога, которая называется "кино". Сегодня снова поговорим про советские мультфильмы. Я уже делал несколько постов про них — рассказывал о том, что абсолютное большинство советских мультиков было трэшем и "проходняком", а также делал обзор страшных советских мультфильмов, которые могут напугать любого.
Ну а сегодня поговорим о грустных и безысходных советских мультиках, которые по какой-то непонятной мне причине называют "добрыми". Мультики эти весьма мрачные, и у чувствительного ребёнка точно вызовут слёзы и состояние внутренней подавленности — этому способствует и их мрачная картинка, и тоскливый сюжет, и какая-нибудь заунывная музыка, написанная провинциальным композитором-алкоголиком для нищего советского камерного оркестра.
В общем, в сегодняшнем посте — обзор грустных и безысходных советских мультфильмов. Обязательно заходите под кат, там интересно, а также делитесь своим мнением обо всём увиденном в комментариях. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
1. «Мама для мамонтёнка».
Не знаю, кому и когда пришла в голову идея сделать этот мультфильм таким, каким он получился — но на выходе вышло самое настоящее психологическое оружие, в результате просмотра которого плакало абсолютное большинство известных мне товарищей по двору — особенно грусть нагоняла песня композитора Шаинского, звучащая в то время, когда мамонтёнок плывёт на льдине.
Думаю, по задумке авторов мультфильм должен был вызывать сопереживание — но по-моему они хватили через край, и несмотря на позитивную концовку — мультик в целом получился каким-то безысходным, и я не знаю практически никого, кто бы любил его пересматривать. Возможно — дело могла бы исправить более весёлая и жизнеутверждающая музыка — но уж получилось как получилось.
2. «Варежка».
Очень грустный и мрачный мультик, в котором мрачно буквально всё — разлад в семье (желаний которой не слышат окружающие), проблема одиночества, проблема непонимания между людьми разных поколений и так далее. Даже визуально мультфильм весьма мрачный — какая-то грязно-серая цветовая гамма, топорно сделанные советские куклы, плохая анимация.
Сюжет мультфильма, в котором отвергнутая всеми девочка на полном серьёзе играла с варежкой как с живой собакой — невероятно тоскливый, и лично мне вообще непонятно, для чего это детям. Показанный в середине дня весёлым и жизнерадостным детям такой мультик в одночасье превращал их в маленьких старичков с морщинами на лбу и глазами, полными слёз.
3. «Пингвины».
Мультфильм, который был снят с "Варежкой" примерно в одно время (шестидесятые годы) и который имеет точно такой же мрачный и безысходный сюжет. Или даже наверное мрачнее.
Два пингвина высиживают яйца, и когда один из них отлучается — второй пингвин случайно роняет яйцо товарища в море. Желая скрыть непреднамеренное убийство невылупившегося птенца — пингвин подкладывает вместо яйца круглый камень. Первый пингвин до последнего верил, что в яйце — живой птенец, ждал когда он вылупится, а затем утонул вместе с ним, потому что камень был тяжёлым. Как говорится, занавес и только один вопрос — зачем, за что всё это детям?
4. «Северная сказка».
Мультик 1979 года, в котором рассказывается история о том, как мать навсегда покинула детей, обернувшись белым голубем. Написано, что это "воспитательная сказка", но что можно воспитать таким образом? Похоже на какой-то эмоциональный шантаж — вот, не будешь слушаться, так мама улетит и не вернётся, и ты будешь страдать, как дети в мультфильме, и умрёшь от холода один в юрте. Зачем это надо?
Визуально мультик кстати тоже очень мрачный — с заунывной завывающей музыкой, серыми просторами бескрайнего севера и мрачной коричнево-серой гаммой интерьеров юрты.
Не думаю, что современным детям такой мультик понравился бы — а в СССР его смотрели просто потому, что больше ничего не показывали.
5. «Про мамонтёнка».
Видимо, тема мамонтят как-то особенно запала советским мультипликаторам, и после душераздирающей "Мамы для мамонтёнка" они решили добить советских детей этой лентой, которая к тому же имеет очень мрачное кукольное исполнение.
Сюжет прост и трагичен — на Землю надвигается большой ледник, и животные вынуждены мигрировать на юг. Одна мамонтиха не может уйти вместе со всеми, так как не может найти своего сына — а он не уходи потому, что не может оставить цветочек, с которым подружился. Мамонтиха находит сына и пытается уговорить уйти, но безуспешно. Происходит обвал, мамонтиха погибает, попав в ловушку, а её сын обнимает хоботом цветочек, и оба замерзают насмерть.
Вот мне знаете что интересно, как всё это писали режиссёр-постановщик и автор сценария. Наверное, потирали руки, хлопали друг друга по плечу, приговаривая — "в конце все умерли, все!", а рядом нагонял жути заунывной музыкой советский алкаш-композитор. Зачем это детям? ЗАЧЕМ?
6. «До свидания, овраг».
Вот это пожалуй классический пример убогой совковой анимации, в самый раз олицетворяющий пример низкопробного кукольного мультика из моего большого поста о советских мультфильмах. Дети обычно ненавидели такие мультфильмы, в которых криво слепленные из драной шапки куклы угловато двигались среди декораций из обломанных с куста веток... Но такие мультики выпускали в огромном количестве, а десятки дармоедов вроде алкашей-кукольников и престарелых писклявых актрис озвучки десятилетиями кормились с этой синекуры.
Сюжет незамысловат — в овраге живёт стая собак, которая пытается выжить, становится жертвами издевательств людей — в общем, мрак тлен и безысходность. Одного пёсика в итоге забрал домой добрый дядечка, а остальные все умерли, все!
7. «Чебурашка».
Этот знаменитый советский мультик я тоже считаю одним из наиболее мрачных советских мультфильмов. Да, сейчас "Чебурашка" стал уже фактически отдельным брендом (благодаря узнаваемости персонажа), но скажите честно — а вы любили пересматривать этот мультик в детстве? Лично я не знаю таких людей — дети любили пересматривать "Тайну Третьей планеты", "Остров сокровищ", "Падал прошлогодний снег", Пластилиновую ворону" и другие весёлые и интересные мультфильмы — а этот мрачняк про вечную ненужность ушастого существа и его натужный поиск друзей никто не любил.
Цветовая гамма, качество кукол, качество анимации — в "Чебурашке" всё весьма средненькое, если не сказать дешёвое. Особой атмосферы ещё добавляют и мрачные песни, вроде "Голубого вагона" или "Пусть бегут неуклюже". Так и хочется сказать авторам — вы и так жили в стране где полгода зима, а тут ещё и этот мрачняк ваш с телеэкрана...
Вместо эпилога.
Знаете, вот писал я этот пост и понял, что именно мне так напоминают эти мрачные советские мультики — больше всего они мне напоминают сказки Андерсена, большую часть которых я не любил с детства. Сюжет там всегда про тлен и смерть — Жили-были, а потом взяли да умерли. Отнеси дедушке пирожок, а то он завтра умрёт. Знаешь, что случилось с этой непослушной девочкой? Она взяла и умерла. А знаешь ли ты что завтра случиться с той бабушкой? Ну ты понял.
Вспоминая своё детство, могу сказать, что больше всего в девяностые годы я любил диснеевские мультики, вроде "Чип и Дейл спешат на помощь", "Утиные истории" или "Винни Пух" — именно диснеевский, а не совковый. В этих мультиках была качественная отрисовка, интересный сюжет, позитив и приключения! А советский мрачняк как-то канул в Лету сам собой после конца СССР — сейчас никто в здравом уме не захочет показывать детям такой совковый трэш.
А что вы думаете про мрачные советские мультики? Разделяете моё мнение?
Может можете дополнить пост ещё какими-то примерами?
Напишите в комментариях, интересно)
Комментарии