Национальное движение палестинских арабов "отмечает" в эти дни своеобразный юбилей — столетие собственной безответственности. И вовсе необязательно быть "сионистским врагом", чтобы со всей ясностью осознать горькую правоту этого бесславного приговора. Многие арабы, в том числе палестинские, прекрасно понимают это сами, а в последнее время даже и говорят об этом открыто
Дан ШИФТАН
Перевод Александра Непомнящего, 9tv.co.il
Национальное движение палестинских арабов в полной мере заслуживает презрения. И дело тут не в самом факте противостояния сионизму и даже не столько в том яростном насилии, которое оно превратило в свое едва ли не единственное средство достижения цели. С этим как раз все понятно: палестинские арабы считают свою борьбу этаким постколониальным освобождением от евреев, лишивших их национального превосходства в их же собственной стране. А такая борьба неизбежно включает в себя насилие. Да и враждебность тоже понятна — они ведь были побеждены, подавлены, немалая их часть изгнана с земли, которую они считали своей.
Презрения же палестинские арабы, вместе с их национальным движением, в полной мере заслужили за свой последовательный и систематический отказ от ответственности за собственную судьбу, за то, что единственной тактикой, к которой они отчаянно пристрастились, как безнадежные наркоманы, стало сочетание безрезультатной агрессии и непрерывного нытья.
И здесь важно напомнить тем, кто станет настаивать на необходимости пожалеть несчастных палестинских арабов из-за их тяжелого положения, что именно эта тактика и навлекла на них большую часть бедствий и потерь. И именно она — причина того, что к ним как к коллективу крайне сложно отнестись с уважением.
Арабские попытки подавить в зародыше и искоренить сионистский проект в 20-х и 30-х годах прошлого века на первый взгляд могут даже показаться успешными. Как бы нам, евреям, ни было трудно признать, масштабный террор, развернутый палестинскими арабами, в определенной мере достиг цели. Каждый раунд насилия приносил им желанный результат в виде все новых и новых британских ограничений на еврейскую иммиграцию, пока с публикацией Белой книги 1939 года Великобритания и вовсе не прекратила поддержку сионистского проекта.
Но врожденная безответственность их национального движения уже тогда, в момент значительного успеха, заложила почву для краха в последующие десятилетия. Арабские лидеры вдохновили людей на повсеместное насилие против евреев (и британцев), поощряя разрушительную анархию, кошмарный внутренний террор, придавая ему правомерность.
В итоге это нанесло смертельный удар по самому обществу палестинских арабов, и в большей мере, чем что-либо другое, стало причиной их массового бегства из страны в 1948 году, равно как и слабости сопротивления в случаях депортации. За всю столетнюю историю палестинских арабов в качестве единого коллектива именно это стало их главной катастрофой, и виновны в ней они сами, собственными руками создав условия для ее неизбежного возникновения.
Уже по истечении срока действия британского мандата стало ясно, что палестинские арабы не сумеют в одиночку противостоять евреям, что арабские государства вовсе не желают им добра, а король Абдалла по согласию с Бен-Гурионом намерен отобрать у них самое сердце страны. Чтобы избежать этих угроз, палестинским арабам стоило объявить о независимости на той территории, что была предложена им по международному плану раздела, и уже затем попытаться захватить остальное при поддержке арабских армий. Но даже в этот критический момент разрушительный и безответственный подход, взятый ими на вооружение, продиктовал роковой выбор: требовать "полной исторической справедливости" — иными словами, арабского государства на руинах всего Израиля. И это вместо жизненно важной для них цели — спасти себя от краха на столь судьбоносном этапе.
После изгнания и полного крушения первой ипостаси своего национального движения палестинские арабы породили вторую, ООП во главе с Шукейри и Арафатом, и снова на той же основе: добиваясь уничтожения Израиля с помощью вооруженной борьбы. Поначалу, как и в 1939 году, им опять будто бы удалось достичь значительных успехов на арабской и международной арене. И снова, придерживаясь своей "исторической справедливости", они требовали уничтожения Израиля. На фоне непрерывного террора, развернувшегося в Европе и на Ближнем Востоке, нанесшего ужасные разрушения Иордании и Ливану, они отвергли целый ряд израильских предложений, которые могли создать основу для собственной палестинской государственности в Иудее, Самарии и Газе. В проекте автономии, предложенной Бегином в ходе переговоров с Садатом, уже был заложен подобный потенциал.
И, наконец, важнейшей упущенной возможностью для палестинских арабов стал, конечно же, процесс Осло, в основе которого лежала израильская иллюзия о готовности палестинских арабов отказаться от агрессивной модели поведения. Но вскоре стало ясно, что палестинские арабы не дают израильтянам обмануться: все прежние методы борьбы за "историческую справедливость" — пристрастие к террору, ультимативное требование "права на возвращение", отказ от признания права евреев на собственное государство — в конце концов убедили большинство сторонников мира в Израиле, что для исторического компромисса со стороны палестинских арабов партнера нет. Ведь даже после сокрушительно щедрых предложений Ольмерта в 2008 году генсек ООП Саиб Арикат (ныне покойный) заявил, что полный и окончательный уход евреев из Иудеи, Самарии и Газы — для них лишь первый этап.
Сначала, в 1979 году, палестинские арабы потеряли Египет, затем в 2000-х — израильское общество, а в 2007-м — и собственное национальное единство между Иудеей и Самарией с одной стороны и сектором Газы с другой. Теперь они все стремительнее утрачивают поддержку арабских государств и даже некоторых европейцев.
У ста лет безответственности — есть цена.