Бабушка из цемента. Обычая история необычной женщины.
На модерации
Отложенный
Бывают в жизни удивительные встречи, когда харизма человека, у которого берешь интервью, поражает настолько, что заряжаешься энергией на весь оставшийся день.В этот раз я шла на встречу к ветерану ВОВ, в прошлом бывшей сотруднице института Надежде Ивановне Герасимовой. Цель была, прямо скажу, невысокой - в преддверии 9 мая заполнить газетную полосу. Держа в кармане давнишнюю журналисткую мечту о сенсации, я и не надеялась, что мой профессиональный интерес от встречи с 84-летней женщиной будет хоть как-то оправдан. А вышло все как обычно, то есть наоборот. Из нашего с дизайнером похода к бабушке на пироги выросла самая настоящая история, из который вполне могла бы получится книга о человечности, неподдельном патриотизме и поразительном жизнелюбии.
На тот момент, когда наступила война, Надежда Ивановна окончила 9 классов школы (на земле современных Набережных Челнов) и работала на машинно-тракторной станции учеником-счетоводом. Из-за маленького роста и возраста ее долго отказывались брать на фронт. От переживаний у Нади на голове даже стали выпадать волосы: «Хотелось помочь Родине. Все шли, а мы что - в стороне останемся?! ». Будучи решительной и целеустремленной девушкой, она все-таки попадает в казанский женский батальон №101 ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Потом судьба забросила Надежду Ивановну на Украину, где их батальон вошел в состав 1936-го зенитно-артиллерийского полка: «В окопах винтовки со штыками были для нас подушками…».В Польше (г. Катовице) она получила звание «ефрейтор». За время войны бог уберег Надежду Ивановну, стрелять в людей ей не пришлось: «Страшно, конечно, в темноте на посту 19-летней девушке. Но этот страх как-то закалял. Я же из цемента, говорила себе. Такими нас страна воспитала…».
Вернувшись с войны, женщина вновь стала работать на прежнем месте. А в 1949 г. переехала на нижнекамскую землю, хотя города тогда еще не было. В 1958 г. в Бетькинский район приехали изыскатели, вместе с ними Надежда Ивановна вошла в число первостроителей нашего города. Работы она не боялась: «приходилось делать все: и описатором работала, и зарплату выдавала… Когда началось строительство Нижнекамска, предложили постоянную работу десятником…». Огромную поддержку ей оказал тогда генеральный директор НКНХК Н.В. Лемаев: в 1966 г. Надежду Ивановну взяли в бухгалтерию управления завода, где она проработала восемь с половиной лет. Гораздо позже, когда выросли дети, руководство предприятия помогло с разменом квартиры и приобретением жилья для сына.
Надежда Ивановна – это не тот человек, который «отработав свое», живет тихой жизнью российского пенсионера: «Энергии у меня хватает, потому что я уже не могу без этого. У меня застоя и в мыслях никогда не бывает». Кстати, попасть к Надежде Ивановне мне удалось только с третьей попытки: дело в том, что все лето она проработала в саду, который, по ее наставлению, пока не продают. Будучи престарелым (только по возрасту!) человеком, она продолжала трудиться: во внутриведомственной охране на складе промбазы, вахтером в старом здании НХТИ (директором тогда был А.П.Вышинский) - работала, чтобы помочь семье сына, особенно в тот период, когда он учился заочно. И сейчас она помогает детям, часто к ней наведываются внуки. Сама же она ездить далеко не любит: «А что там делать, за границей?! Подумаешь, пирамиды… Свою страну налаживать надо! Море мне не нужно, реки наши – чудо: в их течении есть смысл…Да, я патриот, я просто до слез люблю свою родину! Когда о России не плохое, а хорошее говорят, я плачу. Хотя многое в жизни изменилось, я никогда не прохожу мимо несправедливости. Мы ведь силы всегда находили, и на войне мужчин удавалось заменить. Россия только этой внутренней силой, своей духовностью и живет!». Когда наша беседа подходила к концу, Надежда Ивановна показала нам свой архив: фотографии, огромное количество Почетных грамот, значков. И среди них оставшиеся еще с советских времен Благодарственные письма за активное участие в самодеятельности. Как оказалось, Надежда Ивановна до сих пор поет и даже танцует, ведь «пляска, как и песня, дает огромный заряд энергии».
Полными невероятной мудрости словами провожала она нас. Будто по заказу писанные строки: «С высоты лет иначе смотришь на свои ошибки. Ведь если б не они, я не состоялась бы как человек и не прожила бы, наверное, столько. Как сказал какой-то английский поэт: «Величайшей славы достоин не тот человек, который не падает, а тот, кто после падения всегда поднимается».
К концу встречи я еще заметила, насколько улыбчива эта женщина - так, что мне даже сложно назвать ее бабушкой: «Я думаю, что это неумно - смеяться в таком возрасте, но мне «дурость» такая жить помогает».Даже традиционный скептицизм охотника за информацией во мне как-то незаметно исчез, осталось только чувство неподдельного восхищения и уважения к этому пожилому, но завидно молодому душой человеку. Захотелось поблагодарить эту женщину просто за то, что она есть.
Комментарии
В Надежде Ивановне и Анне Ивановне - моей маме - есть много схожего. В свои за 80 устраивала турне Ростов - Липецк - Тюмень, посещая детей и родственников.
Прожив одну зиму в квартире со всеми удобствами, сказала, что на земле ей милее, огородик, курочки, вода на улице...
Прабабушка.
У нас тоже во время войны одна родственница молодой женщиной оказалась на фронте. Она была санитаркой. Ей приходилось спасать раненых прямо во время боя. Однажды снаряд попал прямо в раненого, которого она волоком тащила за ноги. Её оглушило, а когда она очнулась, то обнаружила от раненого только две ноги, которые она держала в руках. От войны, она так и не оправилась, будто осталась навсегда на поле боя. Например, она всю жизнь ждала мужа с фронта и не могла понять, что он погиб. Она пела в церковном хоре, зарабатывая на жизнь, копалась в огороде, отдыхала с родственниками и друзьями за городом, отмечала свои и всенародные праздники. Она прекрасно пела альтом, играла на гитаре, весело шутила и была душой любой компании. За ней ухаживали красивые мужчины, они предлагали ей свою руку и сердце. Вот только о войне вспоминать не любила, и всё ждала своего мужа. С возрастом она стала больше и больше замыкаться в себе, выпивать, заболела сахарным диабетом и умерла. Будто не жила.
Догадываюсь, что такое ветеран ВОВ, но вот, что такое НКНХК у которого есть генеральный директор и НХТИ не могу понять.
А спиваются старики по понятной причине - перестроиться в перестройку не успели. Кто ж знал, что их на их же вере подловят.
И я не уверена, что даже большинство моих сверстников успели. Это огромная и сложная работа над собой: когда родители жили в одном мире, а ты живешь в другом.
Жизненные ценности и им, и нам подменили.
Сельское хозяйство - сколько о нем писано...
Потому все нормальные народы (с урегулированными правами собственности на землю), в т.ч. и китайцы и ценят землю.
Очень нравится поговорка: земля-есть, вода-есть, солнце-есть, а еды - нет! - дураки живут!
А насчет покупателей - Вы неправы. Спрос растет, цена растет очень сильно - полюбопытствуйте ценой сотки сейчас и 10 лет назад в 100-150 (и даже далее) км от Москвы. Сейчас все, у кого есть деньги, стараются приобрести именно землю - для себя, для детей, для внуков! И спросом пользуются не пресловутые 6 соток, а большие участки.
Сельское хозяйство возродить хорошо, только затратное это дело, без заинтересованности земледельца ничего не получится! А от налогов, от погоды, от бандитов, от бюрократов ему уйти практически невозможно - не до х... ли врагов на одного земледельца?!
И еще: "Станет богат тот, кто не пожалеет сил на поле СВОЕМ!"
Возрождение России (производство, образование, культура и т.п.) не нужно НИКОМУ, кроме россиян, которым без России жизни не будет...
Можно, конечно, все свести к обыденному "куда ж все катиться-то". Но это проще всего. Поэтому настаиваю на анализе в духе "и что ж теперь со всем этим делать"))
Благодарю!
Очень даже известно, что делать!
До основания! А затем-мы наш, мы новый мир построим. Хотя уже вряд ли!
Население России потихоньку уменьшается! Но это уже другая тема.
И Вам, конечно же, можно сказать только "спасибо" за статью, где просматривается определенный уровень оптимизма!
Знаю и совершенно других, обиженных на весь мир, капризных, как дети. Думаю, эти души так и не созрели, несмотря на возраст.
Надо самим помнить, что в пожилом человеке уважают МУДРОСТЬ И ОПЫТ, а не просто возраст.
Мы все когда-то постареем. Есть шутка, что старость - единственный способо прожить долго. Хочется стареть красиво, и по Чехову, чтобы и внешне и внутренне сохранить себя.
Запомнилась пожилая пара в трамвае. Седые и очаровательные старички были так заботливы друг к другу, казалось, нет более влюблённых в мире людей. Они всю жизнь у меня перед глазами.