Выдержки из беседы с воспитателями детского сада комбинированного вида №1524 17 декабря 2010 года, 14:30Москва
http://www.kremlin.ru/transcripts/9844
Д.МЕДВЕДЕВ: Очень рад у вас побывать. Конечно, это не просто так – это, прежде всего, усиленное внимание к проблеме детских садов.
Прямо скажу, у нас большинство детских садов в стране не такие, как ваш. Сад прекрасный – и по принципу устройства, и по дизайну, оформлению, набору помещений, возможностей. С другой стороны – это всё равно пример, потому что, когда Президент посещает какой-то объект, это всё-таки, надеюсь, пример для губернаторов, для тех, кто занимается этой проблемой в масштабах страны.
Вы знаете, какая у нас очередь в детские сады в стране – огромная, к сожалению, из-за того, что в 90-е годы очень мало этим занимались. Я, выступая с Посланием, в очередной раз привлёк внимание всех руководителей регионов к этой проблеме, потому что её из Москвы решать невозможно.
Это задача каждого конкретного региона – заниматься детскими садами, создавать новые, современные детские сады: и обычные, и коррекционные, и с эксклюзивным воспитанием – в общем, самые-самые разные. Ваш детский сад, конечно, хороший пример того, как надо работать.
На самом деле мне очень понравилось. Я даже не ожидал, что он такой большой и современный. Когда я ехал, посмотрел справку, там написано: 1975 год. Подъезжаю, смотрю, выглядит как не 75-й год, что-то не так. Оказывается, мне подсказали, что здесь был старый, его снесли и построили современный.
(Обращаясь к С.Собянину.) Сергей Семенович, у нас какая очередь в детские сады по Москве?
C.СОБЯНИН: На сегодняшний день в очереди стоит 20 тысяч детей. Это от 365 тысяч, которые ходят в детские сады, около пяти процентов. Но проблема есть, потому что эти пять процентов концентрируются в локальных местах, это где-то порядка пяти районов: новостройки или там, где просто детские сады были по той или иной причине выведены из оборота. В этих местах в пяти районах такая высокая концентрация. В этом году и на следующий год введём 83 детских сада. Это где-то 13–14 тысяч детей из этой очереди туда должны перейти.
На самом деле проблема сложная в связи с тем, что у нас по демографической составляющей очередь на будущий год уже не 20, а, может быть, даже 50 [тысяч]. Это пока ориентировочные цифры, потому что когда заявочная кампания пройдет, очередь уточним. Тем не менее масштаб этой беды увеличивается.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это, знаете, как посмотреть. С одной стороны, это проблема с точки зрения того, чтобы в детские сады устроить. С другой стороны – это то,
к чему мы стремимся на самом деле, то, ради чего мы работаем последние годы, – над увеличением рождаемости, созданием соответствующих условий, мотиваций к тому, чтобы детей заводить. Для города это, конечно, испытание, даже для такого огромного мегаполиса, как Москва, это всё равно большое количество детей.
С.СОБЯНИН: Мы будем смотреть и другие формы организации детских дошкольных учреждений. В этом детском саду тоже есть такие
семейные детские сады.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, я прочитал. Здесь два семейных детских сада.
С.СОБЯНИН: И группа кратковременного пребывания. То есть будем использовать все формы, чтобы каким-то образом снять эту проблему.
<...>
Д.МЕДВЕДЕВ: А Вы чем занимаетесь?
О.АВТАЙКИН: Я занимаюсь воспитанием своих пятерых детей.
РЕПЛИКА: Это папа семейного детского садика.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Это самое лучшее, что может быть. И как Ваши пять детей?
О.АВТАЙКИН: Слава богу, делаем успехи в этом направлении.
Я, кстати, не являюсь официальным воспитателем детского сада в отличие от моей супруги Ирины (она официальный воспитатель), а я в принципе работаю в других местах, для того чтобы содержать семью.
Д.МЕДВЕДЕВ: А вы где живете, рядом где-то?
О.АВТАЙКИН: Да, мы живем здесь недалеко. В 2008 году мы узнали о том, что есть такой проект семейных детских садов, и
мы одни из самых первых изъявили желание.
Д.МЕДВЕДЕВ: Как выглядит сам процесс воспитания?
И.АВТАЙКИНА: Дети занимаются в квартире у нас дома. На определенные занятия, допустим, – бассейн, изостудия, занятия с логопедом, – мы приходим в детский сад, а какие-то определенные предметы – математика, окружающий мир – я провожу с детьми дома. В связи с созданием программы «Семейный детский сад» стало проще заниматься с детьми.
Д.МЕДВЕДЕВ: У Вас только Ваши дети занимаются?
И.АВТАЙКИНА: Четверо – наших, старший – пятый – уже школьник.
<...>
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть Вы дома, и для занятий, где требуются дополнительные специалисты или дополнительные условия, сюда приходите.
И.АВТАЙКИНА: Да, для определенных занятий, где требуются именно специалисты, мы ходим сюда.
О.АВТАЙКИН: Дмитрий Анатольевич, когда мне сказали, что предстоит встреча с Вами, я подумал: «О чем можно поговорить с Президентом?».
Д.МЕДВЕДЕВ: О чем угодно.
О.АВТАЙКИН: Я изучил Ваше Послание Федеральному Собранию, где Вы обратили внимание на кардинальное изучение многодетных семей в нашей стране и назвали это главным путём преодоления демографического кризиса в России. С чем я абсолютно согласен.
<...>
Думаю, что не ошибусь, если выражу мнение не только нашей семьи, но и многих многодетных семей нашей страны как многодетный отец, имеющий непосредственное отношение к многодетным семьям. Вкратце хотел бы сказать, что
проблема увеличения многодетных семей кроется, наверное, все это понимают, и в материальных вопросах. Я сейчас не буду заострять на этом внимание. Всем понятно, что плодить нищету никто не желает. Здесь есть проблемы не только материального характера, но и этического. То есть у нас менталитет общества имеет
неоднозначное отношение к многодетным семьям. Прямо скажем, очень часто негативное отношение, особенно к многодетным мамам. Ни для кого не секрет, наверное, что их могут сравнить, прямо скажем, с животными, которые бесконтрольно рожают, и часто мы сами это слышим. Это правда.
Д.МЕДВЕДЕВ: Не часто, но, к сожалению, бывают такие суждения.
О.АВТАЙКИН: Бывает такое.
Либо говорят, что многодетная мама, допустим, оторвана от жизни, это домохозяйка, которая ничего не видит, кроме пелёнок, посуды и так далее. Часто сравнивают многодетную маму с необразованными людьми, которые просто не знают, как планировать свою семью.
<...>
Д.МЕДВЕДЕВ: А что делать-то, на Ваш взгляд?
О.АВТАЙКИН: Что делать? Хорошо, сразу перейду к тому, что делать.
Изменение общественного мнения. Вы знаете, у нас многие, допустим, просиживают очень много времени перед телевизором. Здесь телевидение присутствует. Телесериалы, многие программы, в которых вообще отсутствуют положительные образы многодетных семей. Главные герои фильмов не являются выходцами из многодетных семей, то есть престиж многодетных семей не поддерживается, а это можно было бы поддерживать.
Недостаточно культурно-образовательных, научно-образовательных фильмов, которые рассказывали бы о многодетных семьях. Многодетные семьи помогли в своё время отстроить страну после Гражданской войны, пережить голод, помогли победить в Великую Отечественную войну, отстроить страну после Великой Отечественной войны.
Люди не боялись тогда многодетности и в труднейших условиях воспитывали своих детей, и это пример для нас и для нашего сегодняшнего поколения. Если мы будем в средствах массовой информации поднимать эти вопросы, это было бы хорошо.
Второй вопрос, который я хотел бы отметить – должно быть своё лицо у программы увеличения многодетных семей.
Эту программу должен представлять человек, думаю, имеющих пятерых и более детей, потому что люди не доверяют другим людям, скажем прямо. Получается, что призывают к тому, чего сами не делают.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы готовы быть таким лицом, просто без обиняков?
О.АВТАЙКИН: Вы знаете, даже, наверное, бесплатно. Готов, я действительно переживаю за этот вопрос, за наше будущее, за будущее нашей страны, за наших детей, я готов даже на общественных началах.
Более того, хотел бы обратить внимание на то, что, не сочтите за пиар какой-то, но, к примеру, допустим, у меня высшее юридическое плюс диплом Финансовой академии. У жены тоже высшее образование. Почему бы нас не использовать для того, чтобы привлекать к общественной деятельности, показывать положительный пример многодетных семей.
Ведь люди должны доверять тем людям, которые могут своим примером показать, что такое многодетная семья, доверить рождение своих детей (это вопрос доверия) и понимать, что не посторонние люди занимаются их вопросами. Это те меры, которые я бы хотел перечислить.
Плюс ещё такая проблема, когда молодые люди, которые вступают в брак или только собираются вступить в брак. Если проследить всю цепочку создания семьи, появления ребёнка, то они нигде не сталкиваются с информацией о многодетной семье – ни в центрах планирования семьи, ни в органах загса, ни в службах социальной поддержки, нигде не даётся информация. То есть многие потенциальные многодетные родители не становятся таковыми из-за отсутствия соответствующих жизненных ориентиров. Если бы эти ориентиры были, думаю, это было бы полезно.
Дополнительно хотел бы сказать, наверное, что в соответствующих учреждениях все-таки должны быть представители многодетных семей, которые могли бы дать грамотную консультацию, дать жизненный и мудрый совет, просто воспользоваться опытом того, что есть.
Плюс еще я бы хотел обратить внимание, может быть, на решение каких-то материальных проблем. Я не буду касаться сейчас жилищных проблем, потому что Вы уже упомянули в своем Послании, что в принципе это главный вопрос и с этим, думаю, все будут согласны.
Я хотел бы ещё затронуть вопрос о том, что
многодетным семьям сегодня бывает трудно найти себе работу, потому что многие работодатели считают, что многодетный отец должен уделять больше времени своей семье.
Д.МЕДВЕДЕВ: Дети заболеют, ходить на работу не сможет.
О.АВТАЙКИН: Да, ходить на работу не сможет.
А если предложить вариант налоговых льгот при уплате, допустим, во внебюджетные фонды для работодателей организаций, в которых работают многодетные родители относительно именно их зарплаты, то им будет выгодно, экономя на зарплатных налогах, привлекать к себе многодетных родителей, что не потребует каких-то вложений бюджета.
<...>
Возвращаясь к теме воспитания детей. Допустим, у нас старший сын имеет грамоты, он круглый отличник, соответственно, от Министерства образования у него похвальная грамота.
Д.МЕДВЕДЕВ: Сколько ему?
О.АВТАЙКИН: Девять лет, он в третьем классе, круглый отличник. Младший сын тоже сейчас на «дошколке», тоже получает свои первые пятёрки, играет на фортепиано. Третий ребёнок у нас в четыре года уже умеет читать и писать.
Я говорю это к тому, что эти грамоты, которые наш сын получает в школе, там можно наряду с его фамилией смело писать фамилию его мамы, которая принимала непосредственное участие в его обучении, в его воспитании. В связи с чем я считаю, что родителям, которые добиваются подобных успехов в жизни, особенно мамы, которые могут вот так вложить в детей и духовно-нравственное воспитание, и добиться результатов в общеобразовательных учреждениях, может быть, им присваивать, к примеру, какие-то педагогические звания или какой-то педагогический стаж, или ещё как-то выделять таких родителей.
Д.МЕДВЕДЕВ: Есть орден «Родительская слава».
О.АВТАЙКИН: Да, но тут именно педагогический вопрос.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я хотел бы одну вещь сказать в режиме комментария к прозвучавшему. Конечно,
многодетные семьи – это реальный способ разрешить демографическую проблему в нашей стране. Нам, по подсчетам наших специалистов-демографов, требуется, чтобы на одну женщину приходилось чуть больше, чем два ребёнка. Сейчас у нас в среднем по стране, подчеркиваю, где-то полтора, по-моему, если я не ошибаюсь, то есть 1,55 ребеёнка на одну женщину.
До начала нашей программы поддержки детства, программы материнских сертификатов у нас был показатель – 1,35. То есть он вырос, но полтора – это ещё недостаточно. Нужно два, и тогда мы как минимум войдём устойчиво в положительный тренд, то есть наша страна не будет вымирать.
К чему я это говорю? К тому, что решение создать многодетную семью, и здесь вы абсолютно правы, – это не только деньги. Это целый набор представлений о том, какую жизнь ты хочешь создать себе и своим детям. Мы знаем огромное количество примеров, когда люди имеют деньги и достаточные деньги, и имеют, скажем, здоровье для того, чтобы нарожать большее количество детей, но не делают этого. Нет мотивации. Мотивация всегда внутри самого человека.
И здесь Вы правы в том плане, что, скажем, до революции все семьи были многодетные – и семьи крестьян, и семьи помещиков, и семьи офицеров, которые служили царю и Отечеству, и даже семьи, пардон, революционеров – все были многодетные, потому что другого представить себе было невозможно. Можно, конечно, говорить, что такая медицина была, сейчас много противозачаточных средств и так далее. Тем не менее это всё равно всё-таки отражение общей мотивации человека – и мужчины, и женщины, конечно, потому что дети требуют усилий с двух сторон.
Это на самом деле реальная проблема. И здесь Вы правы, нужен и положительный ряд людей, которые как бы побуждают к тому, чтобы быть такими же, как и они. Это и отношение к женщине, которая рожает много детей, и которая воспринимается именно как гармоничный, хорошо развитый человек, а не просто как женщина, у которой не удалась жизнь, и единственное, что она научилась делать – это рожать детей. Здесь Вы правы, такое представление не является доминирующим, но оно присутствует: а чего она ещё умеет – только детей рожать и у плиты стоять?!
С другой стороны, это должна быть мотивация для мужчин, которые считают правильным, чтобы у них было много детей, и чтобы они их могли воспитывать. Не у всех это получается, жизнь у всех разная, но в целом, если мы такую систему стимулов создадим, моральных и материальных, это будет то, что надо.
Что касается конкретной идеи, которую Вы озвучили, по поводу возможности различного рода вычетов, включая вычеты для работодателей, можно подумать. Это не Бог весть какие деньги, к сожалению, потому что количество многодетных семей не такое большое. Может быть это действительно будет как-то на работодателей влиять.
И последнее, что мне хотелось бы сказать по той теме, которую Вы подняли. На самом деле это действительно очень важный фактор. (Обращаясь к С.Собянину.) Сергей Семёнович, нужно подумать, каким образом нам интегрировать представителей крупных московских семей в принятие решений. Олега Николаевича [Автайкина] можно в какой-то из таких советов включить, чтобы личным примером и мозгами, как юрист, помогать в этом процессе.
С.СОБЯНИН: Много социальных программ в городе, и они должны разрабатываться, конечно, с учётом и с участием тех людей, которые сами являются потребителями этой программы, должны быть в основе работы. Программу по инвалидам таким образом сейчас сделали, интегрируем разработку этой программы.
Д.МЕДВЕДЕВ: Потому что именно родители это и знают, и родители в многодетных семьях, и родители детей-инвалидов, именно они знают, что прежде всего нужно детям. Так что нужно их действительно вовлекать в процесс принятия решения.
<...>
17 декабря 2010 года, 14:30Москва
Комментарии