о том, как в совке (СССР) эксплуатировали женщин на самых тяжёлых и вредных для здоровья работах

Анатолий Хамаев

 

 

Хочу поднять одну интересную и очень важную тему - о том, как в совке (СССР) эксплуатировали женщин на самых тяжёлых и вредных для здоровья работах, выдавая это за какое-то там "освобождение".

 

Фанаты совка любят рассказывать сказки о наивкуснейшем в мире советском сливочном мороженом, но про факты тяжелейшего труда женщин и в целом рабской эксплуатации людей в стране почему-то вспоминать не любят.

Для начала немного истории. Эксплуатация женщин в совке началась в 1920-е годы, вскоре после победы сил красного переворота и установления в стране большевистской диктатуры. Особенно активно привлекать женщин к тяжелейшим работам начали после старта "индустриализации" в 1930-е годы из списка вредных работ, к которым не допускались женщины, начали исчезать целые списки профессий, ранее запрещённых для женщин.

В 1929-м году вышел доклад сотрудника Госплана Л. Сабасовича, где тот "изумительно-совковым" языком описал закрепощение советской женщины, назвав это "освобождением", мол, должно быть "полное раскрепощение женщины от забот о домашнем хозяйстве и использование её наравне с мужчиной в качестве полного работника в общественно-обязательно труде".

При этом вовлечение женщин в тяжелейшие работы подавались как "невероятные успехи социалистической экономики", рисовались графики опережающего роста и постоянного нагнетания общественной пользы. А весь цинизм совковой пропаганды заключался в том, что вовлечение женщин в тяжёлый труд совки называли "освобождением от всех видов эксплуатации". "Освободили," сделав рабами на тяжелейших работах... А это перевозка тачками тяжелых шлакоблоков,

укладка шпал, изготовление раствора из цемента, когда надо было вручную мешать раствор совковой лопатой и тому подобных работ.

Женщин использовали на работах, на которых надрывались даже крепкие молодые мужчины. Я, когда был в стройотряде в студенческие годы, пробовал вручную мешать раствор, ведь бетономешалки тогда были редкостью. И до сих пор помню отваливающиеся руки и спину, которая неимоверно ныла на следующий день.

Моя мама работала сначала в городской службе озеленения, сажала цветочки и за клумбами следила. Но я пошел в школу в первый класс, сестра маленькая наотрез отказалась посещать детсад. Маме пришлось идти в котельную, что рядом с домом. Там работа по сменам. И в свою смену мама могла прибежать домой, покормить нас малых детей и проследить, чем занимаемся. Но это не главное. Главное это работа в котельной. Там привозили уголь и разгружали его перед котельной. И потом мама со своей напарницей - тетей Катей - на огромных тачках перевозили этот уголь поближе к котлам. Потом вручную лопатами кидали этот уголь в топку. Работа для сильных мужиков, но никак не для женщин. Потом, когда мы с сестрой чуток подросли, мама ушла из котельной и пошла работать в лабораторию, где проверяли качество питьевой воды. Но свое здоровье в котельной она подорвала сильно. А родная сестра мамы училась в школе на круглые пять баллов по всем предметам, то есть была отличницей, но пошла работать после 7-го класса на машиностроительный завод в кузнечный цех. Там платили больше и на пенсию можно было уйти раньше - считался " горячим цехом с вредными для здоровья условиями". Там надо носить тяжелые железяки и всю смену стукал механический кузнечный молот. К 40 годам слух у тети ухудшился... Вышла на пенсию в 50 лет и получала мизерную пенсию. Не пошла в институт учиться, так как мать, то есть моя бабушка, одна поднимала на ноги троих детей, ведь отец, мой дедушка пройдя всю войну, в 1946 году умер, здоровье было подорвано войной. Вот такая она была совковая идея - построить коммунизм, беспощадно эксплуатируя свой народ и женщин в том числе.