Они вскрывали немецкую оборону как консервную банку

В массовом сознании силен киношный образ поднимающихся в атаку рот и батальонов Красной Армии: волнами, с криком «ура», в полный рост они накатываются на немецкие окопы. Есть еще один распространенный стереотип – о якобы смертниках из мифических штрафбатов, которых кидали с одной винтовкой на пятерых в самоубийственные лобовые атаки. Но так ли было на самом деле?

ВМВ Штурмовые группы единственный, уникальный вид пехоты с персональной броней (кирасами) ими оснащались группы армейского спецназа штурмовые инженерно-саперные бригады (ШИСБр)

Сегодня мы расскажем вам о тактике и истории зарождения штурмовых групп. О том, как Красная Армия училась воевать не числом, а умением. И, наконец, о советских штурмовых группах и бригадах, от появления которых на линии прорыва нацисты буквально дрожали и в панике покидали позиции. Как появились штурмовики Для любителей военной истории не секрет, что ещё с древних времен, когда случались крупные сражения, полководцы стремились разделять свои силы на рода войск. Но зачастую под какие-либо специальные задачи приходилось формировать отдельные отряды или воинские части. Штурм укреплений любого типа – издревле самая тяжелая и опасная задача. И под неё всегда выделялись самые опытные воины и командиры.

Grenada2 (1).jpg

Русский штурмовик-гренадер Первой мировой.

После изобретения огнестрельного оружия и внедрения массовых армий, воюющих по линейному принципу, тактика гренадерских и саперных штурмовых подразделений стала стремительно развиваться. Настоящим «звездным часом» штурмовых групп стала Первая мировая. Уже с 1915-1916 года, когда стало ясно, что обычные пехотные атаки в полный рост, привычные всем нам по фильмам, результата не дают, военачальники стали искать иной выход из положения. В условиях несовершенства бронетехники таким «тараном» для прорыва эшелонированных вражеских позиций становятся штурмовики.

Все стороны конфликта стали отрабатывать тактику и теорию применения таких групп.

Состоящие из опытных бойцов и командиров, лучше вооруженные и оснащенные (а иногда даже бронированные) штурмовики вгрызались во вражеские позиции, пробивая путь на оперативный простор линейным частям. Это хорошо показывают жесткие немецкие наступательные операции 1918 года и русские ударные части 1917 года. Новая война Вторая мировая и Великая Отечественная войны стали, как известно, «войнами моторов». На Востоке германский блицкриг завяз. В тяжелых схватках быстро выяснилось, что, если армии теряют маневр и сходятся в жестокой городской сече лицом к лицу, «моторы» помогают не сильно.

Выводы по использованию стальных нагрудников СН42 в одной ШИСБР sowjetische Infanterie РОКС3
Фото бронепехоты ВОВ

                            Советские штурмовики в бою.

В реальности ещё зимой 1941-1942 годов будущий маршал Г.К. Жуков в ходе контрнаступления под Москвой требовал «прекратить практику преступных атак вражеских позиций в лоб». Уже тогда стали наклевываться некоторые теоретические наработки и наставления для действий советской пехоты в наступлении. Следующей вехой, предопределившей рождение советских штурмовиков, стали тяжелые уличные бои в Сталинграде. Уже тогда на разрушенных улицах города на Волге, в боях за этажи, подвалы, дома и заводы стала проявляться специфика штурмового боя. Пока он шел в обороне, однако это не отменяло особого типа комплектования советских подразделений.

После боя. Пистолетные пули, а именно они были в магазинах немецких пистолетов-пулемётов МП-40, не пробивали кирасы с расстояния в 100 и более метров.

Зачастую бойцы прятали свои бронежилеты под защитными комбинезонами и таким образом буквально сводили с ума стрелявших по ним немцев. Немцы выпускали патрон за патроном, но так и не могли остановить бойцов ШИСБр.

Больше гранат, автоматического стрелкового оружия, эффективного на близкой дистанции, взрывчатка, огнеметы и тяжелое оружие – обо всё это обломала зубы немецкая линейная пехота, которая несвоевременно и не в полном объеме смогла перестроиться под новые реалии боя. Об этом можно прочитать в книге немецкого генерала М. фон Фреттер-Пико «Немецкая пехота. Стратегические ошибки вермахта». ШИСБр Что же скрывается за этой загадочной аббревиатурой?

После 1943 года, когда в войне произошел коренной стратегический перелом, Красная Армия начала вести все больше наступательных операций. Противник, напротив, все больше уходя в оборону, закапывался в землю. Но излюбленной тактикой обороны вермахта стала опора на крупные города и населенные пункты, позже превращенные в фестунги (крепости). Считалось, что если уж так тяжело было штурмовать Сталинград, то и Красная Армия будет испытывать проблемы со взломом хорошо подготовленной обороны. Огнеметчики атакуют Источник: pikabu.ru Но в реальности для противника все складывалось намного хуже.

Уже к 30 мая 1943 года в РККА на базе имевшихся инженерно-саперных частей были сформированы Штурмовые инженерно-саперные бригады резерва (ШИСБр). Они подчинялись напрямую Ставке ВГК и вводились на необходимые направления. Следует сказать и несколько слов о том, что это были за части. Бойцы получали лучшую экипировку и вооружение – ножи, снайперские винтовки, пистолеты пулеметы ручные и станковые, противотанковые средства (от ПТР до орудий), взрывчатка, мины и инженерные средства. Отличительной чертой стало использование бронежилета (бронекираса или стальной нагрудник (СН).

 

Минёры.

Соблюдался отбор бойцов и по физиологическим данным – возраст до 40 лет, отличные физические данные, крепкое здоровье. Обязателен был и боевой опыт. Одетые в маскировочные халаты бойцы-штурмовики выглядели очень грозно, ничем не хуже современного спецназа. Да и задачи их можно считать схожими. На тренировках применялись только боевые патроны и взрывчатка.

15 таких бригад уже готовились нанести сокрушительный удар по «неприступным крепостям рейха».

Боевое применение Не станем отрицать, поначалу штурмовики только искали, нащупывали тактику применения наработанных навыков, а командиры искали оперативные возможности использования таких бригад. Бывали и негативные случаи, сопряженные с потерями, если штурмовики использовались в несвойственных условиях вместо обычных частей. Обратите внимание на стальной нагрудник Источник: pinterest.ru Однако достаточно быстро командование РККА нащупало область применения ШИСБр, а бригады начали колоть немецкие фестунги как орехи, а уж полевые укрепления и вовсе перестали быть непреодолимыми.

Группы делились на три-четыре части: разграждения (уничтожала препятствия), блокировки, прикрытия (с тяжелым оружием) и захвата. К примеру, бой в городе выглядел так. Пока танк или орудие под прикрытием штурмовиков приближались к необходимому укрепленному объекту, автоматчики и пулеметчики огнем блокировали окна. По нижним этажам отрабатывал огнемет, а в это время саперы приближались под прикрытием к стенам. Затем стены просто сносились взрывчаткой, и в здание врывались штурмовики, в ближнем бою штыками, ножами, гранатами и огнем добивали «крепость».

И так – дом за домом, укрепление за укреплением. Штурмовики действовали и как саперы, и как разведка, и как истребители танков – одним словом, мастера на все руки, спецназ Великой Отечественной. Кёнигсберг, Познань, Берлин и десятки других фестунгов пали под ударами наших штурмовиков.

Вот как действовали бойцы при штурме сильно укреплённого города Данциг.

Данциг был очень хорошо подготовлен к обороне. Почти все крупные каменные здания были превращены в опорные пункты. Здания связывались траншеями, улицы перекрывались баррикадами, их минировали, устанавливали железные ежи, на перекрестках сооружали долговременные огневые точки. Многие дома были подготовлены к подрыву, на улицах устанавливали управляемые мины.

«Панцирная пехота» тоже хорошо подготовилась к штурму. Причем помогли ей в этом сами немцы: с лета 1943 года в вермахт начали поступать фаустпатроны, которые советские штурмовики сразу полюбили. Ведь они годились не только для уничтожения танков, но и для проламывания стен зданий и уничтожения огневых точек в уличных боях.

Опять же советские бойцы развили немецкую идею: они соорудили специальную установку, которая позволяла запускать сразу 6—10 фаустпатронов одновременно (с этих установок также лупили по врагу прямой наводкой 300-мм реактивными снарядами «катюши»). Эффект был ошеломительный! Но больше всего немцев бесила привычка «панцирников» проходить сквозь стены зданий, подрывая их тротилом: это разрушало всю продуманную систему обороны.

Штурмовала Данциг 49-я армия, которой специально для этого придали 3-ю штурмовую инженерно-саперную бригады. Бригаду усилили лучшими армейскими кадрами и разбили на 30 штурмовых групп. Группа лейтенанта Вадима Ефимова, помимо десятка автоматчиков, состояла из 4 огнеметчиков, 4 «фаустников» с 60 фаустпатронами и нескольких подрывников с приличным запасом тротила.

28 марта группа Ефимова вышла на северо-восточную окраину Данцига. Обнаружив занятое немцами здание, штурмовики прежде всего «гасили» пулеметы трофейными фаустпатронами, потом подрывали стену и направляли в проем сразу несколько струй из огнемета. Через несколько минут в выгоревшем изнутри доме не оставалось ничего живого. Там, где выжечь врага было невозможно, его рубили на куски саперными лопатками в рукопашном бою. Таким образом группа Ефимова за день очистила 45 зданий в 7 городских кварталах и под вечер вышла на берег Мертвой Вислы.

Тут штурмовики напоролись на дот и пять пулеметных гнезд, расположенных на другом берегу. Рядом оказались две советские самоходки, лейтенант Ефимов попросил их экипажи прикрыть группу огнем. Пока самоходки обстреливали дот и пулеметы, штурмовая группа переправилась по остаткам взорванного моста на другой берег реки и гранатами зачистила немецкие траншеи. Оставался дот, вход в который немцы заблокировали. Это не было проблемой для саперов-штурмовиков: они в таких случаях использовали вентиляционные шахты, по которым заливали внутрь бензин и поджигали его.

Среди немцев оказались четыре офицера, воевавшие на Восточном фронте. Услышав, как красноармейцы копошатся у них на крыше, и ясно представляя, чем эта деятельность для них обернется, они поспешили выбросить белый флаг.

 

31 марта Данциг был взят, остатки 2-й немецкой армии, оборонявшей город, отступили на Хельскую косу, где не сдавались до официальной капитуляции рейха. Вадим Ефимов за взятие Данцига был представлен к званию Героя Советского Союза.

Бронепехота. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Броненагрудник СН42 Боевое применение

Отличились они и в ходе войны с Японией на Дальнем Востоке. Там пришлось и тактику сменить, но опытным бойцам было не привыкать.

После войны ШИСБр за ненадобностью были расформированы, однако их наследие и вклад войну живет. Причем о бригадах пишут не только в нашей литературе, очень уважительные и осторожные отзывы увековечены в немецких мемуарах солдат и офицеров вермахта.

Таким образом, очевидно, что штурмовые инженерно-саперные бригады резерва и входящие в них штурмовые батальоны внесли очень весомый вклад в исход Великой Отечественной войны. Именно благодаря их опыту и навыкам удалось взять много неприступных форпостов немцев, как внутри Советского Союза, так и позднее, во время освобождения Польши и взятия Германии. ШИСБр являлись, возможно, одним из самых боеспособных подразделений Красной Армии времен войны, а самое главное их качество – это их невероятная универсальность, способность выполнить практически любую поставленную задачу, начиная от разминирования местности и заканчивая штурмом любого, даже самого сложного укрепления противника.

И становится очень обидно за то, что очень мало людей в нашей стране знают о существовании этих бригад, так как о них практически не пишут в СМИ и не снимают ни документальных, ни художественных фильмов, почему-то предпочитая больше говорить о минусах войны, забывая о настоящих ее героях.

 

Историк И.Мощанский в своей книге «Инженерно-штурмовые части РВГК» подробно описывает судьбу одной из самых, пожалуй, боеспособных воинских частей РККА времен войны. Будем помнить и мы о тех, кто как консервные банки вскрывал немецкую оборону, ведь благодаря их усилиями и опыту сохранено немало жизней наших солдат.