Исаак Дунаевский: Почему главного советского «мастера по саундтрекам» не любил товарищ Сталин
На модерации
Отложенный
Исаак Осипович Дунаевский./ Фото: kino-nik.ru
Он появился на свет с началом нового столетия, в 1900 году, в г. Лохвице в семье домохозяйки и простого банковского служащего. Исаака Дунаевского с детства окружала музыка — его мать замечательно играла на фортепиано, дедушка был певчим в синагоге, все пять его братьев писали музыку. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его будущее было предопределено.
Врожденный талант Исаака Дунаевского
Исаак Дунаевский./ Фото: tunnel.ru
Тяга Дунаевского к музыке проявлялась с раннего детства. Раз в неделю в Лохвице выступал оркестр, музыку которого маленький Исаак слушал с раскрытым ртом, словно впитывая в себя каждую ноту. А потом мчался на всех парах домой, чтобы подобрать услышанное на слух и порадовать маму.
Немногим погодя, он научился играть на фортепьяно и уже мог подобрать любую мелодию, а со временем пришел черед скрипки, с которой он тоже быстро нашел «общий язык». Первые частные уроки игры на скрипке Шуня — так называли Исаака в родительском доме — начал брать в 8 лет. К 10 годам он был принят в Харьковское музучилище, где стал одним из лучших, а затем поступил в консерваторию, где впервые опробовал свои силы в сочинении композиций.
Исаак Дунаевский в начале творческой пути. / Фото: fenixclub.com
Это занятие настолько захватило Дунаевского, что он временами забывал о самом себе, но ограничиваться только лишь классической музыкой он точно не собирался. Кроме музыки, с детства он был неравнодушен к театру, поэтому в своей работе он совместил сразу два интереса и после завершения обучения в консерватории, молодой Исаак трудоустроился в драмтеатр на должность скрипача-концертмейстера.
Его карьера развивалась очень быстро, и вскоре он занял пост музыкального директора в театре, сам сочинял музыку к постановкам, делал аранжировки к уже существующим композициям. В возрасте 24 лет Дунаевскому поступило предложение с аналогичной должностью от театра эстрады «Эрмитаж» и он переехал в Москву. Здесь он создал свои первые оперетты.
Исаак Дунаевский и вдохновение
Когда приходит вдохновение./ Фото: fanread.ru
Тогда советская оперетта только зарождалась, и Дунаевский прекрасно проявил себя в этом деле. В молодом советском государстве он чувствовал себя замечательно. Первый ключевой момент в судьбе юного композитора произошел, когда ему было 29 лет. Его пригласили в качестве музыкального директора в только что открывший свои двери «Мьюзик-холл» в Ленинграде, и он согласился.
Композитор-орденоносец./ Фото: spaces.ru
Здесь он завязал дружбу с Леонидом Осиповичем Утесовым и начал сочинять композиции для него. Тогда Исаака зажигало практически все — он влюбляется в джаз и оформляет различную музыку в более интересные и оригинальные композиции.
В тот же период он начинает писать первые композиции для кинолент. Его стартовые три картины оказались не такими удачными и быстро ушли в забытье, но четвертая принесла ошеломительный успех и славу.
Познакомившись с режиссером Григорием Александровым, они быстро нашли точки соприкосновения. Оба желали создать музыкальную комедию и придумывать то, что приносило бы советской аудитории радость. Уже с первой встречи, которая произошла в доме Утесова, они с таким азартом обсуждали свои идеи, что Дунаевского осенило, и он тут же направился к роялю и начал играть.
Маэстро Дунаевский за работой./ Фото: ruspekh.ru
Его композиция была настолько яркой, что Александров, который молчал и внимательно слушал игру своего нового друга, «построил» в голове свой будущий фильм, который позже появился на экранах с названием «Веселые ребята». Фильм и его музыкальное сопровождение произвели большой фурор на международной киновыставке в Венеции, поэтому домой Александров возвратился с золотой наградой, а музыка Дунаевского звучало во всех кафе и ресторанах в Италии.
Работа продолжается
Но Исаак и не собирался почитать на лаврах, его интересовала новая работа над «Тремя товарищами». Несмотря на то, что в этой киноленте, в отличие от предыдущей его работы, музыка была далеко не главным аспектом, его композиция «Каховка» на стихотворения Светлова стала настоящим хитом. Интересно, но музыку он написал в считанные минуты.
Как потом рассказывал сам Исаак, автор текста сидел рядом, а он просто сел за рояль и проиграл всю песню целиком. Казалось, что музыка идет ему в голову уже в готовом виде, а он просто ее воспроизводит. Его композиции напевала вся страна - от женщин на полях до военных на фронтах.
Гимн Сталину от Исаака Дунаевского
Каким-то чудесным образом ему удавалось вкладывать в музыку общее настроение народа, что не получалось сделать другим композиторам, желающим получить славу. Но даже у такого талантливого человека было то, что ему никак не удавалось сделать — это написать гимн Сталину.
Вождь вообще относился к композитору с подозрением. Иосифа Виссарионовича не устраивало буквально все — ему претило, что «Веселые ребята» полюбились Западу, по его мнению, вся музыка композитора была чересчур легкой, светлой, искренней и, вообще, Сталин видел переизбыток джаза.
Когда ноты льются рекой./ Фото: spaces.ru
Однако, при этом Исаака не трогали, хотя и не особо признавали. Сталин хотел, чтобы и о нем пели песни со слезами на глазах, как это было с другими композициями Дунаевского, но у последнего ничего не выходило. Несмотря на все старания, чтобы не написал Исаак о вожде, это не уходило в народ.
Очень тяжелые времена для великого композитора настали во время жесткой антисемитской компании. Тогда все те, кто завидовал таланту и успеху Дунаевского и не мог с этим смириться, начали слать на него доносы, что сильно задело композитора. Скончался Исаак Осипович в 1955 году от сердечного приступа, не успев дописать несколько тактов к оперетте «Белая акация».
Могила Исаака Дунаевского на Новодевичьем кладбище./ Фото: topwar.ru
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310118/37670/
Комментарии
... аФтАр! Фразы вроде "Дунаевский - «мастера по саундтрекам»" верный признак идиотизма