Президент Мирзиёев отказался от отмены автономии, но не от обнуления

На модерации Отложенный

Какие поправки к Конституции обсуждаются в Узбекистане и зачем они нужны
После массовых протестов в Каракалпакстанской автономии Ташкент отказался от изменения ее статуса, но не от планов переписать каждую вторую статью Конституции республики. Зачем это нужно нынешним властям страны — разбирался РБК
В результате начавшихся в начале июля протестов в Нукусе, столице Каракалпакстанской автономной республики в составе Узбекистана, погибли 18 человек, 243 получили ранения. В больницах остаются 94, среди них есть тяжело раненые, сообщили 4 июля на брифинге представители национальной гвардии и прокуратуры Узбекистана. Задержаны 516 участников беспорядков, возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК Узбекистана — заговор с целью захвата власти или свержения конституционного строя.

Почему начались протесты

Протесты в автономной республике начались 1 июля, после того как узбекские власти представили проект Конституции, согласно которому автономия лишалась суверенитета и права выйти из состава страны по результатам референдума. Ташкент планировал провести референдум о принятии изменений в Основной закон в июле—августе этого года. Выйти на улицы и митинговать за выход республики из состава Узбекистана призвал местный журналист и активист Даулетмурат Тажимуратов, который выразил готовность стать «лидером каракалпаков». В тот же день его задержали, но после начала манифестаций отпустили.

В регионе быстро отключили сначала мобильный, а потом и стационарный интернет. Вечером 1 июля МВД Узбекистана заявило, что общественный порядок в республике восстановлен, а причиной произошедшего стало «неправильное толкование конституционных реформ» местными жителями. В ночь на 2 июля, судя по публикациям в местных СМИ и соцсетям, правоохранительные органы приступили к силовому разгону протестующих, применяя светошумовые гранаты, слезоточивый газ и резиновые пули. Стрельба в Нукусе была слышна весь следующий день.

Вечером 2 июля в столицу автономии прилетел президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. На встрече с местными депутатами он пообещал не менять гарантирующие права автономии статьи конституции Узбекистана. «Если каракалпакский народ недоволен, ни одна статья никогда не будет изменена», — заявил Мирзиёев.

Он также на месяц ввел в Каракалпакстане режим чрезвычайного положения и комендантский час, который действует с 21:00 до 7:00 по местному времени. В воскресенье, 3 июля, Мирзиёев вновь прибыл в Нукус и впервые заявил о человеческих жертвах, отметив, что «отдельные участники беспорядков пытались совершить столкновения с сотрудниками правоохранительных органов, вторгнуться в охраняемые территории, бросали камни и разные предметы в здания», а «несколько групп совершили попытку захвата зданий ГУВД Нукуса и управления национальной гвардии с целью завладения оружием».

3 июля обстановка в городе стабилизировалась, взрывов и стрельбы слышно не было, сообщал из Нукуса корреспондент «Газеты.uz». А 4 июля прокуратура страны сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении Даулетмурата Тажимуратова за посягательство на конституционный строй (до 20 лет лишения свободы).

Власти Узбекистана подавили протесты в Каракалпакстане жестко, возбуждение уголовного дела о посягательстве на конституционный строй — грубый ответ несогласным с поправками к Конституции, отмечает эксперт по Центральной Азии, основатель агентства «Фергана.ру» Даниил Кислов. Тем не менее это не настолько жесткий ответ, которого можно было бы ожидать от прежнего президента Ислама Каримова, правившего страной с 1989 года в течение 25 лет. «Он бы на них просто бомбы бросал», — предположил эксперт. Сейчас, по словам Кислова, идет зачистка региона — силовики массово задерживают политических активистов. Это может быть ошибкой, потому что «из них делают национальных героев Каракалпакстана», а «вопрос с автономией нельзя решать таким образом».

Республика Каракалпакстан находится на западе Узбекистана, занимает 40% территории страны. В ней проживают чуть менее 2 млн человек (население Узбекистана — более 34 млн). В 1932–1936 годах Каракалпакстан был автономной республикой в составе РСФСР, затем был передан в состав Узбекской ССР. В 1993 году между властями Каракалпакстана и Узбекистана был подписан межгосударственный договор «О вхождении Республики Каракалпакстан в состав Республики Узбекистан».

Согласно действующей Конституции Узбекистана, Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административного устройства и обладает правом выхода из страны на основании референдума. Независимость республики должна охраняться властями Узбекистана. У Каракалпакстана есть свои флаг, герб и гимн.

Июльские протесты в республике — самое массовое проявление общественного недовольства в стране после событий 2005 года в Андижане.

Что предполагает конституционная реформа Мирзиёева

Изменение статуса Каракалпакстана, от которого Ташкент уже отказался, — только часть того, что власти собирались изменить в действующей Конституции.

О планах провести ее реформу Шавкат Мирзиёев заявил в ноябре 2021 года, в день инаугурации на второй президентский срок. «Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы», — заявил он. На выборах Миризёев победил с результатом более 80% голосов. Согласно отчету миссии ОБСЕ о выборах, «недавние реформы, которые постепенно привели к положительным изменениям, пока не вылились в создание подлинно плюралистической среды».

Планировалось, что проект поправок в Конституцию, подготовленный специальной комиссией, будет находиться на всенародном обсуждении до 4 июля. Но из-за событий в Каракалпакстане парламент объявил о продлении общественной дискуссии до 15 июля.

Всего предложено внести 170 поправок, будет изменена каждая вторая статья. Правда, большая часть изменений — косметические, но есть поправки, которые урезают президентские полномочия. «Если мы посмотрим на те поправки, которые были внесены, то в них есть моменты, которые давно для Узбекистана казались насущными и важными. Например, в Конституции появится слово «светское [государство]», — отмечает Кислов. Кроме того, предлагается оговорить запрет на вмешательство в работу адвокатов, а также сделать судей несменяемыми, перечисляет эксперт ключевые поправки к Основному закону.

Зачем президенту Узбекистана обнуление срока

Принятие новой Конституции также позволит обнулить президентские сроки Шавката Мирзиёева, второй срок которого истечет в 2026 году, заявил в середине июня вице-спикер верхней палаты узбекского парламента Садык Сафаев. Кроме того, поправки увеличивают срок полномочий главы государства с пяти до семи лет. «Давайте скажем это открыто, если новая Конституция будет принята, то она, конечно, создаст возможность всем гражданам, в том числе нынешнему президенту, участвовать в выборах по новой Конституции. Воспользуется ли президент этой возможностью, этим правом или нет, зависит в первую очередь от этой личности и партии, которая его выдвигает. Но это право у него будет», — сказал Сафаев.

Кислов считает, что пока нет оснований обвинять Мирзиёева в том, что он хочет править еще два срока по семь лет. «До последних пор мы не видели никакой узурпаторской тенденции в его речах и поведении. Наоборот, он постоянно подчеркивает свое стремление к демократизации узбекского общества. Говорит о правах, свободах граждан. Для Мирзиёева очень важны перемены имиджа Узбекистана перед Европой и Америкой, потому что оттуда идут инвестиции и приезжают туристы», — пояснил эксперт. Кислов заметил, что власти и провластные эксперты объясняют необходимость продлить президентские полномочия до семи лет тем, что «надо дать время человеку с политической волей, который совершает реформы».

Если говорить о том, как узбекское общество отреагирует на переписывание Конституции, то вряд ли стоит ожидать бунта из-за намерений президента остаться у власти, прогнозирует Кислов. В Узбекистане крайне патерналистское общество, с 1990-х годов в стране не было ни одной оппозиционной партии, ни одного протестного движения, в том числе неофициального.

Часть предлагаемых поправок сфокусированы на возможности Мирзиёева править страной два дополнительных срока, но одновременно в систему предлагается внести серьезные изменения с точки зрения защиты прав человека, например отменить смертную казнь, отмечает директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Дарья Чижова. «Модель правления Каримова предполагала единоличную форму власти. Даже с экономической точки зрения каримовская система работала на импортозамещение, на закрытие границ, сокращение коммуникации с соседями. В то время как у Мирзиёева совершенно другая политика, направленная на максимальное включение в мировое сообщество. При нем Узбекистан — более экспортоориентированное государство», — утверждает Чижова.

Активные контакты с Западом предполагают самоограничение или соответствие хотя бы формальным признакам демократического многовекторного государства, продолжает она. Но пока нет никаких признаков, что Узбекистан хочет свернуть с этого пути. Изменения, которые хочет провести Мирзиёев, требуют времени. «Мы смотрим сейчас на эффект низкой базы. Какие потрясающие изменения там произошли в экономике, даже в политической, социальной сферах. Но опять же это было сделано все с низкой точки», — проиллюстрировала свою мысль Чижова. Теперь власти нужно проводить структурную перестройку страны, а для этого требуется время, что и нашло отражение в увеличении президентского срока, заключает эксперт.