Коран о раскаянии
На модерации
Отложенный
Коран о раскаянии
Внутреннее состояние человека отражает сформировавшуюся у него систему ценностей в отношении с окружающим миром. Исторический опыт контакта людей в создаваемых социальных системах, в сформировавшихся культурах показывает широкий спектр попыток поиска оптимальной «шкалы» для духовного ориентирования. Однако, ни один человеческий проект не смог дать универсальную программу реагирования на «внешнее раздражение». Это наглядно видно на примере реакций на одно и то же событие.
С точки зрения монотеизма, такое состояние естественно, т.к. ограниченная природа естества не позволяет выработать идеальную оценочную планку. В целях упорядочивания в этой сфере, Бог и ниспосылал Писания, относительно положений, которых обнажались все недостатки людей. Все несоответствия системе Создателя приводят к удручающему итогу жизнедеятельности человека, которое может аннулироваться лишь при условии нивелирования последствий за совершаемые деяния, а это возможно только при санкции Всевышнего. В связи с этим, Творец дал понять, что Он обладает таким необходимым нивелирующим качеством – качеством Принятия покаяния.
Ха мим. Ниспослано Писание от Бога - Всемогущего, Знающего, Прощающего провинности и Принимающего покаяние, сурового в наказании, обладателя щедрот. Нет божества кроме Него, к Нему - возвращение. (40:1-3)
Он - Тот, кто принимает покаяние Своих слуг, прощает злые деяния и знает то, что вы творите. (42:25)
О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Остерегайтесь (гнева) Бога! Воистину, Бог – Принимающий покаяния, Милосердный. (49:12)
Без проявления качества принятия раскаяния дальнейшая жизнедеятельность теряет смысл, не дает человеческой личности развиться в лучшую сторону и исполнить свою миссию в этой жизни.
Посредством осознания совершенной ошибки практически все посланники Бога прибегали к покаянию, первым из которых был Адам.
Выслушал Адам слова своего Господа и обратился с раскаянием к Нему. Поистине, Он Принимающий покаяние, Милосердный. (2:37)
Нашептал ему ослушник. Он сказал: «О Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую?!» Они оба поели от него и обнаружился их дурной поступок. Стали они чинить над собой райские листья. Ослушался Адам Господа своего и сбился с пути. Но затем избрал его Господь, принял покаяние от него и наставил. (20:120-122)
Умудренный Авраам понимал возможность некоторых нарушений предписаний, что выразилось в обращении к Творцу.
«Господь наш! Сделай нас обоих и нацию от наших потомков покорными Тебе, покажи нам обряды жертвоприношения и прими покаяние наше. Поистине, Ты - Принимающий покаяние, Милосердный» (2:128)
Последующие пророки непременно увещевали свои народы призывом к покаянию за совершаемые нарушения предписаний Создателя.
Они сказали: "О Шуайб! Неужели твоя связь (с Богом) повелевает нам оставить то, чему служили отцы наши, или поступать с нашим имуществом, как мы пожелаем? Ты ведь сдержанный, ведущий прямо". Он сказал: "Народ мой! Размыслили ли вы, если я имею ясное знамение от Господа моего, и Он даровал мне прекрасный удел, то я не пожелаю слушаться вас в том, что Он вам запретил. Я желаю только исправления, пока могу. Помощь моя только у Бога. На Него я положился и к Нему обращаюсь. О народ мой! Пусть раскол со мной не навлечет на вас греха, так что вас постигнет подобное тому, что постигло народ Ноя, или народ Салиха. И народ Лота от вас не далеко. Просите прощения у вашего Господа, потом обратитесь к Нему с покаянием. Поистине, мой Господь Милосердный, Любящий!" (11:87-90)
И вот сказал Моисей своему народу: «Поистине, вы «очернили» самих себя, устроив тельца (для служения). Так обратитесь с покаянием к вашему Создателю. Убить же вас было бы лучше для вас пред Создателем, а Он принял ваше покаяние. Поистине Он – принимающий покаяние, Милосердный». (2:54)
К адитам (послан был) брат их Худа. Он сказал: "О народ мой! Служите Богу! Нет вам другого божества, кроме Него. Вы только измышляете ложь. О народ мой! Я не прошу у вас за это награды: награда моя только у того, кто меня создал. Неужели вы не уразумеете? О народ мой! Просите прощения у вашего Господа, потом обратитесь к Нему с покаянием. Он пошлет на вас с неба обильный дождь и прибавит вам силы к вашей силе, не отвращайтесь же грешниками!" (11:50-52)
К самудянам (послан был) брат их Салиха. Он сказал: "О народ мой! Служите Богу. Нет для вас никакого божества, кроме Него. Он вас возрастил из земли и поселил вас на ней. Просите же у Него прощения, потом обратитесь к Нему с покаянием. Поистине, мой Господь - близок и отвечает!" (11:61)
Алиф лам ра. Писание, знамения которого утверждены, потом подробно изложены от Мудрого, Ведающего, чтобы вы не служили никому, кроме Бога. Поистине, я для вас от Него предупреждающий (о наказании) и радующий (о награде), чтобы вы просили прощения у вашего Господа, а затем обратились к Нему с покаянием. Он дарует вам благое достояние до предела назначенного и даст всякому обладателю милости Свою милость. А если вы отвернетесь, то я боюсь для вас наказания дня великого. (11:1-3)
Универсальность предложенной системы покаяния заключатся в применимости к любой ситуации.
В ночь поста разрешена вам (половая) близость с вашими жёнами. Они одеяние для вас, и вы одеяние для них. Бог, узнав, что вы обманываете самих себя, принял покаяние ваше и извинил вас. Теперь же вступайте с ними (в близость) и стремитесь к тому, что Бог предписал вам. Ешьте и пейте, пока вы не станете различать белую нить (утренней зари) от черной нити (ночной темноты) на рассвете. Затем завершайте пост к ночи. Не сближайтесь (с жёнами), когда вы пребываете в местах поклонения. Таковы ограничения Бога. Так не приближайтесь же к ним! Таким образом Бог разъясняет Свои знамения людям, может быть, они будут осмотрительны. (2:187)
А те из ваших женщин, которые совершат мерзость - возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Бог устроит для них путь. А те двое из вас, которые совершат это - причините им боль. Если они раскаются и совершат благое, то отвернитесь от них. Поистине, Бог - Приемлющий раскаяние, Милостивый! Ведь Бог принимает раскаяние у тех, которые совершают зло по неведению, а потом раскаиваются вскоре. У этих принимает раскаяние Бог. Поистине, Бог - Знающий, Мудрый! (4:15-17)
Верующему не подобает убивать верующего, разве что (это произошло) по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Богом. Бог – Знающий, Мудрый. (4:92)
Вору и воровке отсекайте им обоим руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Бога. Поистине, Бог - Великий, Мудрый! Но кто раскается после своего «темного» (дела) и исправит, то поистине, Бог примет раскаяние от него. Поистине, Бог - Прощающий, Милосердный! (5:38-39)
Отвергли (знамения Бога) те, которые говорили: "Ведь Бог - третий из трех", - тогда как нет другого божества, кроме единого Бога. А если они не удержатся от того, что говорят, то коснется тех из них, которые отвергли, мучительное наказание. Неужели они не покаются перед Богом и не попросят у Него прощения? Ведь Бог - Прощающий, Милостивый! (5:73-74)
Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника? Они начали с вами первый раз. Разве вы боитесь их? Ведь Бога следует больше бояться, если вы верующие. Сражайтесь с ними. Накажет их Бог вашими руками, и опозорит их, и поможет вам против них, и исцелит грудь у людей верующих, и удалит гнев из их сердец. Принимает покаяние Бог у того, кто захочет. Бог - Знающий, Мудрый! (9:13-15)
Они клянутся Богом: «Не говорили», но ведь они уже сказали слово отрицания (знамений Бога). Отвергли они после своей покорности. Озаботились они тем, чего не добились. Мстят они только за то, что обогатил их Бог и Его посланник от Своей щедрости. Но если они покаются - будет лучше для них, а если отвернутся - накажет их Бог мучительным наказанием в ближайшей жизни и в будущей. Нет им на земле ни заступника, ни помощника! (9:74)
Есть и другие, что сознались в своих грехах. Они смешивали дело доброе и другое - плохое, может быть, Бог примет их покаяние, ведь Бог - Прощающий, Милостивый! Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь (физически) и очистишь их (духовно).
И молись за них, ведь твоя молитва - успокоение для них, а Бог - Слышащий, Знающий! Разве они не знают, что Бог принимает покаяние от Своих слуг и принимает милостыню и что Бог – Принимающий покаяние, Милосердный! И скажи: "Действуйте, и увидит ваше дело Бог и посланник Его и верующие! И будете вы возвращены к Ведающему тайное и явное. И Он сообщит вам то, что вы делали". Есть и другие, которым отсрочено до приказа Бога: либо Он накажет их, либо примет их раскаяние. Поистине, Бог - Знающий, Мудрый! (9: 102-106)
Бог принял покаяние пророка, переселившихся и помощников (пророка и переселившихся), которые последовали за ним в час тягости, после того, как сердца части их едва не совратились. Потом Он принял раскаяние их - ведь Он к ним Кроток, Милосерд! И к тем трем, которые были оставлены. После того, когда стеснилась земля для них со всем, что широко, и стеснились у них души, и думали они, что нет убежища от Бога иначе, как у Него, Он обратился к ним, чтобы они раскаялись, ведь Бог - Принимающий покаяние, Милосердный! (9:117-118)
Поистине, Господь твой знает, что ты простаиваешь меньше, чем две трети ночи, и половину ее и треть, и люди из тех, что с тобою. Бог размеряет ночь и день. Знает Он, что вы не учтете этого, и принял покаяние Он ваше. Читайте же, что легко вам из Чтива. Знает Он, что будут из вас больные и другие, которые ударяют землю, выискивая милости Бога, и другие, которые сражаются на пути Бога. Читайте же, что легко вам из него, и простаивайте молитву, и делайте очистительный расход, и давайте Богу хороший заем. Что вы уготоваете вперед из добра для самих себя, найдете это у Бога лучшим и большим по награде, и просите прощения у Бога. Поистине, Бог - Прощающий, Милостивый! (73:20)
Вывод напрашивается следующий: человек избегает наказания при покаянии. Однако, для принятия покаяния необходимы следующие условия.
1) осознание неправоты:
Каждого посланника Мы посылали только, чтобы слушались посредством извещения Бога. А если бы они, когда омрачили себя, пришли к тебе и попросили бы прощения у Бога и попросил бы прощения для них посланник, они бы нашли, что Бог - Принимающий раскаяние, Милостив. (4:64)
Затем примет Бог раскаяние после этого у того, кто пожелает (покаяться), ведь Бог - Прощающий, Милостивый! (9:27)
2) исправление ошибки:
Поистине, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные аргументы и (Божественное) руководство после того, как Мы разъяснили их людям в Писании, проклянёт Бог и проклянут проклинающие! Исключением являются те, которые раскаялись, исправились и показали (свое исправление на деле). От этих Я приму раскаяние. Поистине, Я - Принимающий покаяние, Милосерден. (2:159-160)
И когда придут к тебе те, которые веруют в Наши знамения, то говори: "Мир вам!" Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом после этого раскается и исправит, то Он - Прощающий и Милосердный. (6:54)
И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями, и встретят они погибель, за исключением тех, кто раскаялся и уверовал и совершил исправление. Эти войдут в Рай и не будут обижены ни в чем, в Сады Вечности, которые обещал Милосердный Своим слугам втайне, поистине, Его обещание совершается! (19:59-61)
Я, поистине, Прощающий по отношению к тем, кто покаялся, уверовал и совершил исправление, а потом пошел по прямому пути. (20:82)
И те, которые не призывают с Богом другого божества, и не убивают душу, запрещенную Богом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние. Удвоенно будет ему наказание в День Воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным, кроме тех, кто обратился с раскаянием и уверовал и совершил исправление. Этим Бог заменит их злые деяния благими, поистине, Бог - Прощающий, Милосердный! А кто покаялся и совершил исправление, то, поистине, он обращается к Богу с верным обращением. (25:68-71)
А кто покаялся, уверовал и совершил исправление, может быть, окажется счастливым. (28:67)
Существуют ситуации, при которых раскаяние Всевышним не принимается.
Поистине, от тех, которые отреклись после того, как они уверовали, потом усилились отрицанием, не будет принято раскаяние. Поистине, они - заблудшие! (3:90)
Но не принимается раскаяние у тех, которые совершают дурное, а когда предстанет пред кем-нибудь из них смерть, он говорит: "Я обращаюсь теперь". И у тех, которые умирает, будучи отвергающими (знамения Бога). Этим мы приготовили наказание мучительное. (4:18)
Поэтому, простая декларация покаяния, без исправления не будет иметь шанс на успех, т.к. провоцирует рецидив и лицемерие, прецеденты чего ярко описаны в Коране.
Они посчитали, что не будет искушения, и потому стали слепы и глухи. Затем Бог принял их покаяние, после чего многие из них снова стали слепы и глухи. Бог видит то, что они совершают. (5:71)
Наряду с этим, многие люди, вследствие неприятия установок Бога, вообще не каются перед Господом.
У тех же, в сердцах которых болезнь, она прибавила скверну к их скверне, и они умерли, будучи отрицающими (знамения Бога). Разве они не видят, что подвергаются искушению каждый год раз или два раза? Потом они не каются и не вспоминают. (9:125-126)
Ведь те, которые искушали верующих мужчин и женщин, а потом не покаялись, им ведь наказание Ада, им наказание огня. (85:10)
Для избегания подобных проблем, верующим рекомендуются следующие предписания:
Стой же прямо, как тебе повелено, и те, кто кается с тобой. Не выходите за границы, ведь Он видит то, что вы делаете! (11:112)
Обратитесь все к Богу с раскаянием, о верующие, может быть, вы окажетесь счастливыми! (24:31)
О вы, которые уверовали! Обратитесь к Богу с покаянием, искренним раскаянием, может быть, Господь избавит вас от ваших дурных деяний и введет вас в Сады, где внизу текут реки, в тот день, как Бог не опозорит пророка и тех, которые уверовали с ним. Свет их идет пред ним и с их рук. Они говорят: "Господи наш! Заверши нам наш свет и прости нам, ведь Ты над всякой вещью мощен!" (66:8)
Когда пришла помощь Бога и победа, и ты увидел, как люди вступают в (исполнение) обязанности перед Богом толпами, то восхвали славой Господа своего и проси у Него прощения! Поистине, Он – Принимающий покаяние! (110:1-3)
Смысл данного инструмента заложен еще во времена принятия залога от Творца - аманата. Добровольное принятие «аманата» дало возможность определить степень искренности и верности Создателю нашего «Я».
Мы предложили вещь на хранение небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его. Понес его человек, ведь он был «темным» невеждой. (В итоге), чтобы Бог наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, и принял покаяние от верующих (мужчинам) и верующих (женщинам). Бог – Прощающий, Милосердный! (33:72-73)
Возможности же для покаяния доступны абсолютно всем и условия для этого не обременительны, ведь наш Господь не желает нам зла.
Бог хочет разъяснить вам и наставить вам законы, которые были до вас, и принять ваше покаяние. Поистине, Бог - Знающий, Мудрый! Бог желает принять ваше раскаяние, а те, которые следуют за страстями, хотят отклонить вас великим отклонением. Бог желает облегчить вам, ведь создан человек слабым. (4:26-28)
Комментарии