10а. Мы проглядели, скорее всего, глубинную суть «толстовства»…

На модерации Отложенный

 

Кинофильм «Отец Сергий»

по мотивам одноименного рассказа-повести Льва Толстого.

Прошу пока не обращать внимание, что это всего лишь фильм по мотивам...

Надеюсь, в дальнейшем будет ясным, почему это не так важно.

 

Посвящён 150-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого.

Пр-во студии «Мосфильм», Первое творческое объединение, 1978 г.

Сценарий и постановка Игоря Таланкина.

В гл. роли, Отца Сергия (князя С.Касатского) – Сергей Бондарчук.

 

Назовём это «эпизодом на пароме» (первый в самом начале фильма, сразу после титров), длиной в фильме всего 2 минуты:  3:10 – 5:10.

Этот эпизод, по-видимому, венчает повествование всей истории об Отце Сергии.

А потому звучит как философско-религиозный итог её. Как основной вывод из неё.

 

Четыре действующих лица в эпизоде:

1. Человек в тулупе, по виду – купец (Ю.Назаров).

2. Дедушка, сидящий, по виду – крестьянин-странник (И.Лапиков).

3. Третье лицо, по виду – дворянин (актёр – не разглядеть, кто).

4. Отец Сергий, князь Степан Касатский (С.Бондарчук).

 

Опишу этот эпизод, как я его понимаю.

 

Во время переправы на пароме раздаётся колокольный звон.

Все, за исключением одного старика, встают, снимают шапки и вставая лицом к звону, молятся. Он же остаётся сидеть, не собираясь молиться.

 

Купец: «А ты чего ж не молишься, старый? Аль не крещёный»?

 

Странник: «Кому молиться-то»?

 

Купец: «Известно, кому, Богу».

 

Странник: «А ты покажи мне, и-где он, Бог-то».

 

Купец: «И-где. Известно, на небе».

 

Странник: «А ты был там»?

 

Купец: «Ну был, не был, а все знают: Богу молиться надо»!

 

Странник: «Бога никто-же не видел нигде-же.

Единородный Сын Сущий в недре отчем он явил».

 

Купец: «Ты, видать, нехристь, а? Дырник? Дыре молишься-то»?

 

Небольшая пауза…

 

Дворянин: «А ты какой веры, дедушка»?

 

Странник: «Никакой веры у меня нет, - потому никому-никому я не верю,… окроме себе»!  (Эту фразу вряд ли можно понимать как атеизм. И потом, в начале 19-го века атеистов у нас «днём с огнём было не сыскать» - Ю.Л.)

 

Дворянин: «Да как же себе верить, можно ошибиться».

 

Странник: «Ни в жисть»!

 

Дворянин: «Отчего же тогда разные веры есть»?

 

Странник: «Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. Всякая вера одна: себя восхваляет! Вот и расползлись, как кутята слепые.

Вер много, а Дух – един! И в тебе, и во мне, и в нём!

Значит… верь всяк Своему Духу!

Вот и будут все соединены, будь всяк сам по себе! И все будут за едино»!

 

Дворянин: «А Царя признаёте»?

 

Странник: «А чего ж не признавать. Он сам себе царь. И я сам себе царь»!

 

Отец Сергий: Сидит молча, слушая всё это.

На лице его появляется выражение понимания, невозможности возразить услышанному.

Надо учесть все духовные мытарства его жизни, долгое служение Царю, Отечеству, Богу, людям).

 

Теперь давайте попытаемся понять, о чём всё это.

 

То, что у меня в разговоре на пароме выделено (из уст странника), как раз и составляет, на мой взгляд, ту суть веры Л.Толстого, что мы не разглядели у него вполне.

 

И это я хочу соотнести с сутью трёх основных положений «новой Библии» Михайлова.

 

1. Человекобожие (Человек есть Бог!), но понимаемое по-новому, а не так, как мы его понимаем ныне, - и человек имеется в виду прежде всего как феномен Природы, но не только, а как и конкретная личность (но в этом случае только в потенциале).

 

2. Новобиблеизм («новая Библия», частично в дополнение, а частично  вместо прежней – Старого и Нового Заветов) как «свод законов и положений о природе вещей»: прежде всего о человеке и обществе.

 

3. Третьеадамие (Третий Адам – это пока более воображаемый, - но «встречается» уже и реальный человек, - он Устремлён Быть Богом, признаёт положение – «Человек есть Бог» и необходимость «новой Библии»).

 

Так вот, «формула Л.Толстого и толстовства» – «Верь Только Себе» и одновременно означающая Веру в Единый Дух (но человеческий, т.к. сказано – Своему Духу!) по сути своей является превращённой формой Веры в Человека как Бога по Михайлову!!!

То есть обе эти «формулы» совпадают полностью!

 

Обратите внимание ещё и на важное дополнение к этой картине, в ответе старика-странника (кстати, важно, что он крестьянин!) на вопрос о признании Царя!

Ответ этот укрепляет нас в уверенности, что мы понимаем, скорее всего, верно и всю «формулу», доктрину Веры в целом! 

 

Но есть ещё одна любопытнейшая догадка.

Когда Л.Н.Толстой пришёл к такой «формуле» устроения «жизни человека с самим собой, в себе, внутри себя», то есть, понимания и устроения жизни, условно говоря,  на индивидуальном уровне, то оставался всё же ещё один вопрос.

 

Как устроить свою жизнь и жизнь человека на т.н. социумном уровне? 

То есть как вести себя человеку уже прямо или непосредственно в обществе?

 

Л.Н.Толстой нашёл гениальный ответ – «непротивление злу насилием».

На первый взгляд это банальный ответ, вроде бы он даже из лежещих на поверхности. 

Но гениальный он не только потому, что теперь он испытан уже на опыте (М.Ганди в Индии и М.Л.Кинг в США).

 

А потому, что собой он «обеспечивал», причём успешно, «главную жизнь человека» – «жизнь в себе, с самим собой»!!!

Я даже смею предположить, что не будь решена Л.Толстым главная задача – как устроить «жизнь в себе», то возможно, не было бы  совсем «изобретения» «непротивления злу насилием».

 

Всё это вместе является гениальным прозрением Л.Толстого (ведь это было уже более ста лет тому назад).

А подтверждение его Михайловым (похоже, независимо) вдвойне ценно. 

 

Вместе они выступают как указание всем нам на наиболее совершенный, а потому и наиболее желательный образ жизни.

На основной принцип устроения её и таким образом – «указанием пути человека в будущее»!!!