Противоракетная неопределенность
На модерации
Отложенный
Переговоры между Россией и НАТО по ПРО не дают результатов
26 апреля 2011
Несмотря на внешне конструктивный и доброжелательный тон переговоров между Россией и НАТО по противоракетной обороне, очевидно, что идут они непросто и выйдут на конкретный результат, который бы устроил обе стороны, еще не скоро. У НАТО давно сложилось собственное видение ЕвроПРО, и кардинально менять ее концепцию и конфигурацию ради России альянс явно не намерен. В свою очередь, Россия не намерена при создании ПРО играть роль второй скрипки и настаивает на том, чтобы окончательная ее конфигурация учитывала интересы всех сторон.
То, что переговоры по ПРО идут тяжело, косвенно продемонстрировало недавнее заседание Совета Россия – НАТО на уровне дипломатических ведомств в Берлине, где стороны старались говорить о данной теме максимально обтекаемо и не быть чрезмерно многословными.
Спустя несколько дней после заседания СРН постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин сообщил, что Москва предлагает Брюсселю обсудить и утвердить такие технические и географические параметры развертывания ЕвроПРО, которые бы гарантировали взаимную ненаправленность компонентов этой системы на стратегические силы России и стран НАТО. "Это должны быть не просто юридические гарантии или слова, а конкретные географические критерии", поскольку любая военная система "не должна порождать дополнительных угроз". "Прежде чем входить в практическое сотрудничество по ЕвроПРО, нам надо понять, как она строится", – сказал дипломат.
Из заявления Рогозина можно сделать вывод о том, что переговоры о практическом сотрудничестве еще даже не начинались. У России и НАТО есть политическая воля к сотрудничеству по ПРО, но, пока, судя по всему, нет возможностей для претворения ее в жизнь. То, что ПРО в Европе будет создаваться – это факт, но как Россия сможет вписаться в эту конфигурацию, пока непонятно. Все сводится лишь к заявлениям о готовности сотрудничать, которые не получают никакой практической реализации.
На этом фоне НАТО и, прежде всего, Соединенные Штаты продолжают строить собственные планы относительно ПРО, независимо от России. Так, на прошлой неделе помощник госсекретаря Филипп Гордон заявил, что США рассчитывают принять решение о месте размещения радара европейской ПРО в нынешнем году. "В рамках этой системы ракеты-перехватчики будут установлены в Польше и Румынии.
Мы неоднократно говорили, что для большей эффективности желательно, чтобы радар располагался где-то в Юго-Восточной Европе", – сказал он. При этом он заверил, что США рассчитывают на укрепление взаимодействия с Россией по противоракетной обороне. "Мы бы хотели, чтобы сотрудничество с Россией в сфере ПРО двигалось более быстрыми темпами. Как мы не раз говорили, система ЕвроПРО ни в коей мере не спроектирована, чтобы помешать стратегическим интересам России", – сказал Гордон.
Подобные заявления выглядят несколько странно и противоречиво. С одной стороны, США и НАТО говорят о необходимости более широкого и углубленного сотрудничества с Россией по ПРО, а с другой, в одностороннем порядке, без дополнительных консультаций с российской стороной уже определяют конкретные точки расположения элементов ПРО, что явно не способствует выстраиванию доверительного и прагматического сотрудничества по противоракетной обороне.
Несмотря на то, что данный вопрос не урегулирован, а провал переговоров по ПРО может поставить крест и на СНВ-3, Вашингтон уже начал говорить о возможности заключения соглашения о сокращении тактического ядерного оружия (ТЯО). Впервые на это намекнула госсекретарь США Хиллари Клинтон в Берлине после заседания СРН. Спустя неделею данную тему более подробно раскрыла помощник госсекретаря по контролю над вооружениями, проверке и соблюдению соглашений Роуз Готтемюллер, которая сообщила, что американская администрация заинтересована в проведении "широкой политической дискуссии по вопросам стабильности, безопасности и укрепления доверия, способной содействовать закладке фундамента для дальнейших сокращений ядерных вооружений в будущем". При этом она отметила, что США хотят начать в ближайшее время переговоры с Россией о сокращении тактического ядерного оружия. По ее словам, Вашингтон предлагает Москве обменяться данными о количестве, типах и местах базирования ТЯО.
Данное предложение американской администрации, несомненно, достойно особого внимания, однако, говорить о возможности начала переговоров по ТЯО можно будет только после того, как будут частично реализованы положения СНВ-3, а главное появится полная ясность в отношении противоракетной обороны. Без определенных договоренностей по ПРО вступать в дискуссию по ТЯО было бы преждевременно.
Комментарии