Павел Фельгенгауэр — о том, как конфликт в Карабахе может перерасти в войну городов

Война в Карабахе идет вторую неделю, и все это время азербайджанские вооруженные силы уверенно удерживают наступательную инициативу, хотя каких-то переломных территориальных успехов они пока не добились. Обе стороны ежедневно выдают сводки о грандиозных потерях противника и иногда немного о собственных, явно меньших. В первые дни боев пиар-службы взяли такой патриотический разгон, что общая сумма уничтоженных армянских и азербайджанских танков и прочей бронетехники достигла на бумаге 500 единиц. И это вдобавок к множеству сбитых самолетов, вертолетов, беспилотников, к тысячам убитых солдат.

Если это было бы хоть наполовину правдой, то война, наверное, сама по себе закончилась по причине отсутствия сражающихся.

Но фантастический пиар не отменяет того факта, что мясорубка второй карабахской действительно перемалывает безвозвратно каждый день людей и технику.

Армянское военно-политическое руководство, как это часто бывает, готовилось не к нынешней, а к прошлой (первой карабахской) войне, в которой Армения уверенно победила. Объективно к 27 сентября 2020 года ВС Армении и Карабаха (НКР) были намного сильнее тех полупартизанских отрядов, что выиграли первую карабахскую в 93–94-м годах. Армяне собрали много танков и прочей тяжелой техники, накопили бое- и прочие припасы, ЗИПы — то, чего им часто так не хватало в первую карабахскую.

Была налажена адекватная система подготовки военных кадров и обучения резервистов для будущей возможной мобилизации. В последнее время Москва поставила Еревану в кредит несколько современных истребителей Су-30СМ, пару десятков танков Т-90, высокоточные аэробаллистические ракеты «Искандер» и тяжелые огнеметы ТОС-1А «Солнцепек» для взлома долговременной обороны.

Конечно, Азербайджан потратил на закупки новой техники и подготовку своих ВС в десятки раз больше нефтедолларов, но в Ереване (да и в Москве) до 27 сентября общее мнение было таково, что принципиально за 26 лет ничего не изменилось. Грозные заявления Баку о том, что «оккупантов изгонят с азербайджанской земли», мало кто воспринимал всерьез.

Предполагалось, что при попытке прорвать фронт (линию соприкосновения) в Карабахе передовые отборные азербайджанские части будут остановлены, рассеяны и разгромлены армянскими контратаками.

Потом развернутые по штатам военного времени после мобилизации резервистов армянские части начнут мощное контрнаступление. Азербайджанские части второго эшелона, как в прошлый раз, побегут, бросая хваленую израильскую, турецкую, южнокорейскую и российскую технику, которая пойдет на перевооружение армянской армии. Конфликт быстро закончится новым перемирием при посредничестве великих держав.