Радиация высветила много...

На модерации Отложенный

О своем участии в Чернобыльской эпопее я писал в статье "Как мы двигали технический прогресс". Повторяться не буду. Но добавлю.

Первое, что нас возмутило, так это то, что никто хотябы детям не дал иодистых препаратов. В газете из Польши, кторую прислали нашему сотруднику (Роланду Франко - внуку Ивана Франка), было написано, что в Польше широко дают иодистые препараты всем. У нас самостоятельно начали принимать капли иода, хотя нужно было бы по-другому.

30-го апреля ветер в Киеве изменился с сильного южного на сильный северный. До этого вся беда шла на братьев-белорусов, а теперь на нас. Эда беда была многократно усилена ядерными облачками, которые активно возникали каждый раз, когда в реактор сбрасывали песок и еще что-то. Теперь территория и Украины и прилегающие области России стали "пятнистыми".В пятнах уровень радиации мог быть как угодно большим. Когда мы эксплуатировали радиоуправляемый бульдозер и имели возможность срочно получать любую комплектацию, мы, грешным делом, сделали серию дозиметров для всех сотрудников. Я летом недалеко от дома в Киеве получал замеры в 600 микрорентген. Правда, когда пришла зима, выпал снег и 10 поупериодов распада иода прошли, то уровень радиации упал до 15 -25.

Дозиметр мой сыграл еще и врачебную роль. На май я всю семью отправил к сестре в Мариуполь. Но в июле они запросились домой. И по приезде жена заболела - радиофобия. Знает, что радиация есть, но не видит и потому сильно боится. Жить в таких условиях нельзя.

Выручил дозиметр. Померяла, увиделе, мыла-мыла, опять померяла - стало мало, успокоилась и выздоровела. Пришлось выбросить цветники с балкона, коврик у дивана - взвращаясь в мае из станции (хотя мы и переодевались в воинской части перед поездкой на станцию) я там сидел и смотрел телевизор.

Всех моих знакомых крайне возмутило поведение власти. Препаратов не дали, на демонстрацию вышли и детей вывели, категорически запретили уходить в отпуск. Трудно было уехать. Детей не разрешали забирать из школы. В Припяти многие люди хотели в день аварии уехать с утра на своих машинах - не дали. Вобщем советская власть была очень хорошо видни в радиационном просвете. Я интересовался почему понадобились наши недоделанные радиоуправляемые бульдозеры, если у армии есть так много сильной техники. Есть такие машины ИМР. Оказалось, что они в сосоянии только пробить проход для военных , пройти и уйти. О том, что делать с мирным населением, по-моему, особенно никто и не думал. Точно как и в отечественную войну.

Проблемы не кончились и сейчас. Тот саркофаг, который недавно укрепили, обещают, что продержится лет 10 - 15. За это время может быть удастся построить над ним новый, рассчитанный на 100 лет. Но деньги собрали еще не все (Россия тоже никак не расщедрится). Но главная проблема внутри: 5 тыс тонн сильнорадиоактивной пыли + радиоактивные остатки сооружения и содержимое реактора. Не дай бог, если что, мало не покажентся никому, и не только в Европе.