Базовые законы исторического процесса
На модерации
Отложенный
Ключ к историческому процессу-6.
Первый - история развития человеческого общества на земле - процесс законоопределенный. Здесь выделяются два главных момента. Первый: человеческая история – прежде всего, процесс. То есть последовательность изменений одного и того же явления. Второй: поскольку - процесс, то он, как и все процессы на земле, подчинен и идет по законам природы. Прежде всего, по диалектическим. И в ряде случаев - по специфическим алгоритмам истории.
Несмотря на свою простоту, закон исторической законоопределенности весьма жесток к сторонникам представления об истории как о претворении в жизнь воли богов или как о сумме случайных, не связанных между собой событий.
Историческому процессу нет дела до судьбы отдельного человека или группы людей. Поле действия его законов - крупные блоки истории. События и явления действительно исторического характера - деление на общественно-экономические формации, переход из одной ОЭФ в другую, внутренняя структура социума, "межэтажное" строение общества, или его архитектура. Вся остальная жизнь народа или индивида регламентируется «протоколами» биологии, психологии, социологии, традициями, общественной моралью и юридическими установлениями.
Люди могут по проекту построить дом. Завод. Город. А как феодальное общество «строило» капитализм? По плану? Стихийно? Нет. «Строительством» буржуазной формации занимались уже законы исторического процесса. Посредством людей. Ничего об этом не подозревавших. Только позже узнавших, что они «построили» капитализм.
Здесь обычно помогает пример со шлюзованием. Ванна шлюза наполнена пароходами, катерами, яхтами, лодками. С началом подъема воды все плавсредства вовлечены в обязательное вертикальное движение. Аналогичное экономическому подъему социумов в формации. А вот действия капитанов и пассажиров судов внутри ванны шлюза абсолютно свободны и самим подъемом не диктуются. При общем движении вверх, хилая лодчонка может и утонуть, будучи раздавлена крупными судами.
К чему приводит "отступление" от законов истории? На примере Маугли нам хорошо понятно, насколько тормозится развитие человека, выпавшего в детстве из людской среды. Но такая же катастрофа распространяется на целый народ, если он сбивается с исторического курса.
В феодальной Кампучии-Камбодже 70-х годов ХХ века стали пробиваться ростки капитализма.
Пришедший к власти Пол Пот решил, сам того не понимая, остановить развитие страны. Сделать ее навсегда сельскохозяйственной. И начал каленым железом выжигать всё, что казалось ему буржуазным. Но режим "красных кхмеров" в 1975-78 гг страшен не только бессмысленным истреблением миллионов жизней - расстрел за ношение очков, не только задержкой в экономическом развитии, но и посттравматическим синдромом у нескольких последующих поколений.
С другой стороны, катастрофичны и попытки "подстегнуть" историю. Стремление Сталина и Гитлера, у каждого по-своему, объединить мир силой, перепрыгнув через естественный процесс постепенного экономического срастания, привело ко II Мировой войне. К гибели 50 миллионов человек, к страшным разрушениям по всему миру. И, опять-таки, к глубокому посттравматическому синдрому по всему земному шару.
Второй - закон ступенчатого движения истории: человеческое общество в процессе развития проходит ряд ступеней в виде общественно-экономических формаций и их фаз. Это не более чем гегелевский закон перехода количества в качество с его скачкообразными рывками, который Маркс разглядел в историческом процессе.
Мир уже знаком с рабовладельческой, феодальной и капиталистической, или буржуазной, формациями. Предполагается еще коммунистическая ОЭФ, но сегодня она выступает как весьма достоверная, но все-таки гипотеза.
Отсюда следует, что "беспризорных" этносов не бывает. Любая общность в любой заданный момент принадлежит к какой-то определенной формации. А к какой именно, обнаруживается по господствующему в стране способу производства. Либо, в крайнем случае, страна находится на переходе с одной ступени на другую.
Об этом можно было бы не упоминать, если бы во времена СССР его идеологи не умудрились, разделяя весь мир на «социалистический», капиталистический и развивающийся (в основном - феодальный), отнести группу африканских стран к загадочной категории "государств, идущих не по капиталистическому пути". То есть якобы не привязанной ни к какой формации.
(Продолжение следует).
Материалы по теории исторического процесса с периодичностью раз в 7-10 дней размещаются на сайте «Марксизм. Форум. АИП» и на поле «Нового рабочего».
Бобер, Пчёлка.
Комментарии
Возможно, вы обратили внимание на предыдущий материал этой серии от 15 сентября, где приводятся две составляющие исторического процесса.
«Материальная - воспроизводство общества путем производства условий и средств жизни всё более производительным, более совершенным способом.
Интеллектуальная - постепенное проникновение в тайны природы - познание себя и окружающего нас мира.».
Вы пишите о причинах движения истории и на первое место ставите «постоянное развитие научно - технической революции». Но где эта революция в самом начале пути, когда верхом «техники» был каменный топор?
Есть «подозрение», что причина развития, начиная с тех далеких времен и до сих пор, в другом.
Не появляются ли у вас, Марис, новые мысли по этому поводу?
Ведь ваш взгляд на окружающий мир оригинален и интересен. :-)
Вы, Марис, очень точно подметили: «что сразу дало улучшение качество охоты , увеличение количества добычи…».
Но на научно-технический прогресс это не тянет. :-)
Человечество в своем развитии стало на первую научную ступеньку только с открытием первого закона природы. Пока это – закон Архимеда.
Но вопрос о причинах прогресса остается открытым. :-)
Вы у нас гость редкий, но желанный! :-)
Конечно же, Архимед и Герон Александрийский - крутые ребята и двигатели прогресса!
Но, отдавая им дань уважения, мы пытаемся уловить вот такую философскую мысль.
Прогресс воспринимается всеми нами как нечто естественное. На манер популярной песенки: "Завтра будет лучше, чем вчера!"
Понятно также, что наше развитие достигнет когда-то своего апогея, возможно, это будет коммунизм, а затем пойдет на спад. Диалектика. Перейдет в нисходящую ветвь. И тогда начнется эпоха регресса.
Так вот. Вопрос - чем задается то обстоятельство, что в одном случае мы имеем прогресс, а в другом - регресс. Чем материальным задаются эти два противоположных явления?
Марисик, мы не рассчитываем на то, что у вас есть готовый ответ на этот непростой вопрос.
Ну, а вдруг? Чем черт не шутит?
Просто мы задаем его всем думающим.
Естественно, у нас есть свои варианты. Но они все сырые. :-)
Само собой разумеется, мы рады слышать ваше мнение и по любой другой теме. :-)