Белоусов запускает БАМ-2

На модерации Отложенный

Надеюсь, многие мои читатели знают, что в настоящий момент идет расширение пропускной способности БАМа и Транссиба. К 2024 году предполагается увеличить мощности данных железных дорог практически на 50%: со 124 до 182 млн. тонн. Фактически, это будет означать дублирование двух ключевых для России железнодорожных магистралей.

Расширение БАМа и Транссиба имеет огромное значение для российской экономики. В первую очередь, наша страна сможет увеличить экспорт угля. Обладая крупнейшими мировыми запасами угля, Россия не может его экспортировать в достаточных объемах из-за нехватки пропускных способностей.

Однако с самим строительством БАМа-2 особых проблем не возникает. Да, это сложное дело, и имеются некоторые пробуксовки по вводу объектов. Но со строительством все понятно.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с электрификацией новых железнодорожных путей. Без электричества поезда не поедут. А если и поедут, то стоимость логистики "дизелей" будет чрезвычайно высокая. Именно от строительства необходимой генерации и зависит запуск второй очереди БАМа и Транссиба.

Но обо всем по порядку

 

Андрей Белоусов

 

Андрей Белоусов

Для снабжения новых путей БАМа и Транссиба необходимо построить 825 МВт генерации. Цифра достаточно большая. Общие инвестиции в подобную энергетическую структуру можно оценить в 184 млрд. рублей. Также очень существенная сумма. Объекты генерации необходимо ввести в эксплуатацию не позднее 2025 года.

Разумеется, данный вопрос курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. Напомню, транспортная отрасль относится к одним из приоритетных направлений работы Белоусова. Действительно, в системе госкапитализма, где важен реальный сектор экономики, инфраструктура играет определяющую роль.

Пользуясь случаем, предлагаю к просмотру видео, которое вышло на канале "Клуб Двинского". Название - "Белоусов бросил вызов либералам и подтвердил строительство государственного капитализма".

Но вернемся к заявленной теме. Строительство объектов генерации - дело непростое. В первую очередь, с финансовой точки зрения.

Электростанции будут неокупаемые в обозримой перспективе. Так, по расчетам Россетей, окупаемость новых мощностей составляет не менее 30 лет. Важно уточнить, что мы рассматриваем окупаемость объектов отдельно от тех экономических эффектов, которые получит Россия в результате расширения БАМа и Транссиба наполовину.

Другими словами, сам по себе проект увеличения провозных мощностей достаточно выгодный для государство, но с экономикой генерации имеются большие вопросы.

Однако в системе государственного капитализма подобные проекты рассматриваются как единое целое без дробления на подпроекты. Долгосрочная окупаемость в 20-30 лет не является проблемой для государственного капитализма. В том случае, если она стимулирует активное развитие иных отраслей. Именно поэтому определяющую роль в экономической идеологии Андрея Белоусова должны играть госкомпании.

Строительство 825 МВт генерации предполагается профинансировать из средств госкомпании "ФСК ЕЭС". Из 184 млрд. рублей порядка 40 млрд. будет привлечено за счет небольшого поднятия тарифов для прямых потребителей ФСК на 0.6%, для остальных - на 0.2%. Остальные 144 млрд. ФСК предполагают занять, увеличив долговую нагрузку до показателя 3 долг/EBITDA. Сейчас долговая нагрузка у ФСК очень низкая - 1.3 долг/EBITDA.

И здесь хотелось бы провести параллель с либеральным капитализмом. В его парадигме решения вышеописанной проблемы было бы невозможно, поскольку либеральный капитализм практически не рассматривает проекты с окупаемостью в 20-30 лет. Плюс ко всему, либералы бы не допустили увеличения долга ФСК до показателя 3 долг/EBITDA т.к. долговая нагрузка является одной из "священных коров" либерального капитализма. Единственные варианты решения - увеличивать тарифы на электроэнергию на 10-15%, либо прямое субсидирование из федерального бюджета. Но, согласимся, это совсем не выход.

Таким образом, мы уже на практике видим внедрение тех решений, которые соответствуют идеологии государственного капитализма. Если еще несколько назад об этом были только разговоры, то теперь - конкретные действия.