Россия в чужие игры не играет
На модерации
Отложенный
Незыблемость военного баланса на закавказском фронте не оставит шансов этой войне: вопросы и ответы по ситуации в Закавказье
1. По словам Пашиняна, Армения осознает возможность перехода военных действий на её территорию. То есть они понимают, что Россия окажется втянута в их войну? Они этого хотят?
К сожалению, вынужден допустить, что нынешние власти Армении, вполне доказавшие свою неразборчивость в средствах и методах в период своего прихода к власти, могут играть краплеными картами и в данном случае. В том числе использовать в своих целях действующий Договор о коллективной безопасности, участником которого является и Республика Армения. Статья четвертая которого, в частности, гласит:
«Статья 4
Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.
В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.»
Ситуация усугубляется еще и тем, что действующие армянские власти допустили в своей стране весьма значительное политическое присутствие Запада и возможность его непосредственного влияния на решения, принимаемые Ереваном.
В этих условиях нельзя исключать, что речь может идти о попытке сознательного втягивания в конфликт Российской Федерации с учетом её связанности договорными обязательствами перед Арменией.
Однако, указанный выше Договор дает Москве определенное пространство для маневра в связи тем, что он основан на признании возникшей ситуации случаем агрессии против одного из государств-членов ОДКБ. В этом ключевом пункте позиция российской стороны может существенно отличаться от армянской. С учетом того, что существование непризнанного самой Арменией Нагорного Карабаха, как основного очага конфликта, фактически на территории Азербайджана, позволяет РФ, при необходимости, весьма расширительно толковать понятие «агрессии» в данной ситуации.
В любом случае никакого автоматизма реакции РФ, на что возможно, очень рассчитывают в Ереване, ожидать не приходится. Тем более, что у Москвы есть очень серьезные интересы как в Азербайджане, так и в отношении Турции. Вполне очевидно, что Кремль не позволит втянуть себя в чужую игру и будет настаивать на своей третейской посреднической роли как максимуме возможного для обеих сторон.
Косвенным признаком стратегической сдержанности РФ является полное отсутствие указаний на отправку в Армению каких-либо дополнительных вооружений после начала нынешнего обострения ситуации. Более того, Москва даже в своей публичной риторике не дает никаких авансов Еревану по данному поводу.
С точки зрения геополитики дальнего прицела, нынешняя вспышка крупномасштабных боевых действий, чреватых угрозой существованию самой Армении, должна стать мощным побуждающим стимулом для народа и властей этой страны в плане радикального переосмысления своего положения на карте мира. И к пониманию того, что Армения как полностью самоопределяющееся государство, не имеющее никаких существенных обязательств перед Россией, обречена на практически вечное пребывание и прозябание на краю пропасти. Такое положение может быть исправлено только одним способом – полным восстановлением исторического единства с великим Русским народом, вплоть до воссоздания государственных форм такого Союза.
В этом смысле ситуация с Арменией является, практически модельной, для всех окраинных республик бывшего СССР, которые, получив так называемую «независимость от России», одновременно стали, в сущности, беззащитными перед любой экспансией извне. В результате Молдова находится под контролем Румынии, Украина под пятой США, на Белоруссию точат зубы польские и прибалтийские реваншисты, Армения испытывает возрастающее давление Турции и её региональной агентуры, положение республик Центральной Азии также достаточно шаткое и чреватое дальнейшим ухудшением в любой момент.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время, в связи с явным возрастанием внешних угроз, формируется мощный стимул для возвращения большинства республик бывшего Советского Союза в лоно исторически состоятельного и геополитически оправданного государственного союза с Россией. Самой Российской Федерации это также совершенно необходимо, как в видах воссоздания емкого внутреннего товарного рынка, так и в целях полной ликвидации становящегося все более взрывоопасным «санитарного кордона» Запада по всему периметру российских границ.
2. А в Азербайджане понимают, что в случае перехода войны на территорию Армении, они столкнутся с Россией? Или они уверены, что воевать за них будет Турция? А Турция готова воевать с Россией за интересы Азербайджана?
На сегодняшний день преждевременно утверждать, что полномасштабная армяно–азербайджанская война, тем более с участием Турции, уже стала свершившимся фактом. Подобные и даже более крупные вспышки случались и раньше. И стороны всегда рассматривали их не столько как самоцель, сколько как способ решения своих текущих политических и финансово-экономических проблем. Не исключено, что и на этот раз военное обострение стало неким итогом закулисных договоренностей, преследующих определенные геополитические цели, в том числе и антироссийского характера. Обе стороны конфликта могут иметь такого рода договоренности со своими западными и региональными партнерами, в частности в рамках общей западной стратегии, направленной на усиление военно-политического давления на Российскую Федерацию.
3. Что по этому поводу думают в Москве? Понимают ли, где находится точка невозврата? Ведь и Ереван, и Баку в вопросах вооружения и боеприпасов зависят от России? Получается, если прекратить поставлять оружие, война прекратится?
Нет, не прекратится. Во-первых, потому, что источники снабжения оружием диверсифицированы. Особенно у Азербайджана. Что касается Армении, то Москва не допустит резкого изменения баланса военных сил в пользу одной из сторон. В этом смысле любой факт активизации внешних военных спонсоров Баку неизбежно вызовет компенсирующую российскую реакцию. Во-вторых, потому, что оружия в регионе накоплено достаточно много. В третьих потому, что по мере расходования оружия и боеприпасов войны обычно не заканчиваются, но просто становятся менее интенсивными и могут продолжаться в таком виде еще много лет. В конце концов, в первобытные времена люди воевали только палками и костяными ножами. Но войны от этого отнюдь не прекращались.
Военные действия, в результате которых страдают и несут потери обе страны, в условиях незыблемости военного баланса, обеспечить поддержание которого у России есть все возможности, неизбежно, рано или поздно, приведут к общей усталости от осознания очевидной бесперспективности дальнейшего обмена ударами и, в конечном счете, к снижению военной активности до уровня, характерного для этого региона уже больше тридцати лет. Именно это, скорее всего, имел в виду представитель Президента РФ Дмитрий Песков, который призвал прекратить боевые действия в Карабахе и перевести процесс в политико-дипломатическое русло. Поскольку это все равно неизбежно.+
Комментарии
закрытии границ на выезд мужчин старше 18 лет. Вот такие вот они мужчины.
Пора в Ставропольском и Краснодарском краях формировать дивизии из армян и высылать их....
Даже если турки с азерами оккупируют всю Армению, Дума будет тупо думать думу, а Путин молча сидеть в бункере...
воевал полтора десятка раз, мог только наплевавший на историю отношений России и Турции.
А ситуация и правда аховская и вполне возможно ещё и ожидать от армян провокаций в Гюмри,
провокаций против российских войск.