Преданы и забыты. Трагедия Национальной Народной Армии ГДР, лучшей среди прочих стран ОВД.

На модерации Отложенный Преданы и забыты. Трагедия Национальной Народной Армии ГДР, лучшей среди прочих стран ОВД.
Фото журнал Der Spiegel
 
Фото журнал Der Spiegel
 

В ноябре 1989 года рухнула Берлинская стена, а в полночь 3 октября 1990 года с мировых карт исчезло суверенное государство - Германская Демократическая Республика.. Восточные немцы тогда были исполнены самых радостных надежд и ожиданий.

Объединенная Германия виделась им как равноправный союз двух германских конфедераций, но реальность оказалась совершенно иной.

Никакого равноправного объединения не произошло. Всё случилось по сценарию типичного "аншлюса" - в Восточную Германию просто зашли "весси" и установили на её землях собственные порядки.

И первым институтом ГДР, подвергшимся тотальному разгрому, стала Национальная Народная Армия (ННА ГДР) - краса и гордость Варшавского Договора.

 
Фото из Яндекс-коллекции
 
Фото из Яндекс-коллекции
 

Она была организована в ноябре 1956го, ровно через год после того, как в Западной Германии появился Бундесвер. Страны НАТО первыми инициировали создание новой немецкой армии. Восточному блоку, с одобрения советских товарищей, пришлось реформировать казарменную полицию ГДР в собственные вооруженные силы.

 
ННА ГДР образца 80тых годов. Фото Бундесархив
 
ННА ГДР образца 80тых годов. Фото Бундесархив
 

Восточные немцы, как известно, воевать любят и умеют. Нависшая над северо-западным флангом Североатлантического Альянса военная группировка быстро стала одной из самых боеспособных в Организации Варшавского Договора (ОВД).

В период наивысшего развития, численность ННА ГДР достигала 120 тысяч человек. Более половины численного состава были профессионалами. Натовские аналитики, оценивая уровень вооруженных сил советских сателлитов, ставили её намного выше более многочисленных поляков и чехов. Их армии котировались довольно скромно.

Генерал-майор Бундесвера Эккехард Рихтер, под непосредственным руководством которого и происходил бескровный разгром ННА, рассказывал позднее в интервью журналу "Шпигель":

"Они (военное руководство ГДР) может и не очень хотели с нами воевать, но просто физически не могли организовать армию плохо.

И сражались бы на совесть. Такой склад характера. Представляете, если бы на пришлось сойтись с красными прусаками? Используя такой наконечник, Советы в считанные дни могли дойти до Ла-Манша".

 
Танковое подразделение ННА ГДР на полевых учениях.
 
Танковое подразделение ННА ГДР на полевых учениях.
 

Трудно сейчас говорить, насколько справедливы и искренни слова бундесверовского вояки, но очевидно, что армию ГДР не просто брали в расчет, но и побаивались. И все эти страхи потом вылились в откровенную дискриминацию более ста тысяч восточногерманских солдат и офицеров.

Уже в апреле 1990 на территории ГДР начал действовать удивительный орган "Министерство разоружения и обороны", которое возглавила группа бывших гдровских диссидентов, во главе с "пацифистом" Райнером Эппельманом.

Название министерства выглядело нелепым, но вполне отражало его суть - "ликвидационного комитета" одного и самых боеспособных соединений Европы. Ровно за день до объединения Германии из ННА без предупреждения и всяких перспектив были уволены все до единого генералы.

Ещё через некоторое время в бывшие гдровские штабы вошли представители организации с режущим ухо названием Bundeswehr Ost. К концу 1990 года более сорока тысяч офицеров и унтеров ННА были отправлены в позорную отставку. Их служба не засчитывалась ни в военный, ни в гражданский стаж. В личных делах бывших гдровских военных до 2005 года отдельным пунктом стояла фраза: "служба во враждебных вооруженных силах".

 
Советские и гдровские солдаты на полевых учениях. Фото из Яндекс-коллекции
 
Советские и гдровские солдаты на полевых учениях. Фото из Яндекс-коллекции
 

Бундесверовские агитационные брошюры в период объединения утверждали: "Мы смотрим на военных с Востока с уважением и готовы вместе защищать интересы Объединенной Германии". Но вместо боевого братства, восточные военные получили "волчий билет" и негласное поражение в правах.

Многие из них так и не смогли вписаться в новое немецкое общество и существовали на грани крайней бедности. Лишь три тысячи офицеров и унтеров, связанных в основном с обслуживанием современной советской техники, были допущены в Бундесвер.

Но новая родина их не забыла. После распродажи технического наследия ННА ГДР практически все они были досрочно уволены. Этим хотя бы пенсию сохранили. Не менее печальна и поучительна судьба гдровской техники, которая расползлась, в итоге, по всему миру. Об этом мы расскажем в одном из будущих материалов.