Российское кино сползло в рыночный примитив и пошлость

На модерации Отложенный Российское кино сползло в рыночный примитив и пошлость пора принимать меры
  •  Николай Бурляев

 

"ЗАВТРА". Николай Петрович, недавно от имени участников XXIX Международного кинофорума "Золотой Витязь" вы направили обращение к президенту России В. В. Путину и председателю правительства М. В. Мишустину с выражением озабоченности состоянием современной российской кинематографии. Что вас больше всего тревожит?

Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России. Российское кино сползло в рыночный примитив и пошлость, понижающие духовный и нравственный уровень нашего народа. Нельзя считать кинодостижениями фильмы, беспомощные по драматургии, режиссуре и актёрскому исполнению, вымученные ремейки, бутафорские "блокбастеры" о войне, спорте, "ментах", олигархах, "энкавэдэшниках", киллерах, уголовниках и падших девицах. Российский киноэкран наводнили нетронутые интеллектом лица из телевизора, так называемые "звёзды" шоу-бизнеса, "КВН", "Комеди Клаб" и "Дома 2".

В обществе назрел вопрос о нравственном, воспитательном качестве предлагаемых "кинопродуктов", вопрос о соответствии создаваемых фильмов "Основам государственной культурной политики". Нужно под роспись ознакомить с этим документом все комиссии Министерства культуры! Сегодня многие его сотрудники работают по принципу вседозволенности и безответственности в вопросах качества произведений культуры и распределения государственных средств, согласно порочному принципу "пусть цветут все цветы", не исключая "сорняков".

А эти "сорняки", которые заглушили всё поле оте­чественного кинематографа, сознательно или подсознательно несут в себе негативный идеологический заряд, способствующий духовной деградации народа, латентному подрыву основ государственного строя и подготовке подрастающего поколения к тотальной переоценке ценностей и возможным переворотам.

Кино и телевидение оказывают тотальное воздействие на зрителей, которые, соприкасаясь с экраном, невольно воспринимают безнравственность ярких персонажей в качестве жизненного примера и средства выражения своих мыслей, поступков и идеалов.

Российский кинематограф и телевидение игнорируют основополагающие установки "Основ государственной культурной политики", призывающие к духовно-нравственному совершенствованию. Деструктивные, разлагающие сознание современные российские кино и телевидение — прямая угроза национальной безопасности государства.

Поэтому государственный бюджет Министерства культуры должен быть адекватным бюджету Министерства обороны государства, ибо культура есть главная оборона — оборона души. Потеряем душу — потеряем государство.

В нашем обращении мы отмечаем, что необходимо усилить роль Общественного совета при Минкультуры. Он должен контролировать деятельность министерства, контролировать соответствие создаваемых произведений сути государственной культурной политики. И не надо бояться цензуры! Но цензорами должны стать не те "эксперты" (продюсеры и прокатчики), которые сегодня с помощью "телефонного права" распределяют государственные субсидии самим себе, а педагоги, медики, представители правоохранительных органов, духовенства и многие другие.

И уж тем более нецелесообразно в условиях антироссийских санкций присутствие в экспертном совете "Фонда кино" иностранных контрагентов. При этом санкции никак не влияют на поставки в Россию голливудской продукции: российский кинопрокат просто оккупирован транснациональными корпорациями! Оте­чественное кино занимает менее 15% кинопроката, а Голливуд и зарубежные компании собирают более 85% выручки с российского экрана.

Мы предлагаем создать государственную прокатную организацию "Роскинопрокат" с квотой проката российских фильмов не менее 50%, а со временем, когда российский кинематограф очистится от примитива и пошлости, увеличить прокатное время отечественных фильмов до 80%.

Необходимо также создать Роскомкино, ответственное за производство и духовно-нравственное качество кинопроизведений, с компетентным редакторским пулом, и ввести публичную отчетность рецензентов за принимаемые решения.

На производство хороших отечественных фильмов нужно выделять достаточно средств. Для сравнения: средний бюджет голливудского фильма — 153 млн. долларов, российского — 5 млн. долларов. Сегодняшняя ежегодная господдержка киноотрасли в России по сумме средств равна бюджету одного американского блокбастера.

"Мосфильм" должен вновь стать главной киностудией страны, центром Госкинокорпорации. Надо вернуться к системе государственного заказа и планового производства, в том числе фильмов для детей и подростков, анимации и дебютов.

Сегодня ни в кинематографе, ни на телевидении никто не отвечает за духовно-нравственное качество фильмов и программ. Такую ответственность должно нести Министерство культуры, ведь именно оно призвано воплощать в жизнь Стратегию государственной культурной политики.