Портников: Путин навсегда застрял в «великом» прошлом

На модерации Отложенный

В своем выступлении на сессии юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН российский президент Владимир Путин говорил о прошлом – оно, кажется, заменяет для Путина и настоящее, и будущее. Напоминал о победе во Второй мировой войне. Предлагал пяти постоянным членам Совета Безопасности ООН собраться, чтобы определить, каким будет мир. Обвинял привычных врагов в искажении истории Второй мировой.

По моему мнению, ничего нового. Но это «ничего нового» – тоже иллюстрация жизни в прошлом. Путин, похоже, не хочет замечать своего собственного настоящего. Он говорит об эффективности ООН и об обязательности решений ООН. Но разве для самой России закон писан? Разве когда Генеральная Ассамблея ООН принимала решения о незаконности включения Крыма в состав Российской Федерации, в Кремле кто-то обращал внимание на эти решения? Почему же тогда Россия требует от других того, что нарушает сама?

Российскому президенту уютно в прошлом – там, где он победитель, а не агрессор, участник дискуссий о судьбах мира, а не изгой

Путин хочет, чтобы постоянные члены Совета Безопасности ООН поговорили о будущем мира – очевидно, потому, что от участия в Группе семи его отстранили и он может теперь рассчитывать только на Совбез. Но ведь когда создавали ООН и решали, что у стран-победительниц во Второй мировой войне будет право вето, одновременно подразумевалось, что эти страны не будут выступать в роли агрессоров по отношению к другим государствам. Об агрессивных действиях Советского Союза я не буду в очередной раз напоминать, но, по крайней мере, после Второй мировой войны СССР уже не включал территории других стран в свой состав – Латвия, Литва и Эстония были оккупированы в 1940 году, Тува аннексирована в 1944 году. Прочие территориальные приобретения произошли уже по итогам Второй мировой войны с согласия стран-союзников. Зато путинская Россия этот установленный после Второй мировой войны порядок подорвала аннексией Крыма. Но Владимир Путин в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи об этом не вспоминает. Вспоминает выступавший до него президент Украины Владимир Зеленский.

Украинский президент не может позволить себе роскошь жить в прошлом – потому что возглавляет страну с отторгнутыми территориями, которая только в будущем видит решение проблем, созданных оккупацией и войной. А российскому президенту, видимо, уютно в прошлом – там, где он победитель, а не агрессор, и там, где он участник дискуссий о судьбах мира, а не изгой. И это российское стремление жить в прошлом и украинская надежда на будущее – главное, что разделяет две страны, то, что предопределило российскую агрессию и аннексию Крыма.

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года в Крыму появлялись вооруженные люди в форме без опознавательных знаков, которые захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позднее президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

Виталий Портников

Киевский журналист, обозреватель Крым.Реалии. Сотрудничает с Радiо Свобода с 1991 года.