Фридрих Ницше. Корни всех недугов

На модерации Отложенный

Корни всех недугов: то, что рабская мораль смирения, целомудрия, самоотверженности, абсолютного послушания —одержала победу, вследствие чего господствующие натуры приговорены

1. к подхалимству

2. к мукам совести,

— а творческие натуры чувствовали себя подстрекателями против Бога, страдая от неуверенности, ощущая вечные ценности как помеху.
— Варвары показали, что умение соблюдать меру у них не прижилось: они боялись природных страстей и влечений и порочили их: — та же картина и у правящих государей и высших сословий.
— С другой стороны, возникало подозрение, что всякая умеренность есть слабость, признак старения и усталости (так, Ларошфуко высказывает предположение, что «добродетель» всего лишь красивое слово в устах тех, кому уже не доставляют удовольствия пороки).

Само стремление к соблюдению меры изображалось как занятие, требующее суровой закалки, самообуздания, аскезы, как борьба с дьяво

лом и т.п. Естественное удовольствие эстетической натуры от чувства меры, наслаждение красотой меры предпочитали не замечать или отрицать, ибо возобладало стремление к антиэвдемонической морали.
До сей поры не было веры в радость соблюдения меры —эту радость всадника на лихом коне! — Посредственность слабых натур путали с умеренностью сильных!
In summa: самые лучшие вещи были опорочены (потому что слабаки или неумеренные свиньи выставляли их в дуром свете) — а лучшие люди оставались в тени и часто сами не знали о своих достоинствах.

Фридрих Ницше. Воля к власти.