О последнем гвозде в крышку гроба «Северного потока»
На модерации
Отложенный
Наверное, это уже можно с полным основанием назвать французским эвфемизмом Coup de grâce. Даже ещё не принятые и не согласованные «Санкции Навального», в сущности, не нужны. И сколь ни рассуждай по-русски, что на каждую хитрую гайку найдётся свой хитрый болт, это работает далеко не всегда. А когда соперник на порядок сильнее – так и почти никогда.
Собственно, это и приключается сейчас с геополитическим газовым проектом «Северный поток-2». Его достройка приостановилась не временно, а, вероятно, уже навсегда.
Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев, IG P&I Clubs, страхующая 90% кораблей в мире, решила не работать с судами проекта Nord Stream 2. Это прямо следует из её циркуляра. Причина — действующие и возможные #санкции против газопровода.
«Члены [каждого из клубов] должны помнить, что не должно быть никакого страхового покрытия для судов, вовлеченных в незаконную деятельность и/или деятельность, которая ставит клуб под угрозу нарушения санкций. В свете прямой санкционной угрозы для страховщиков, которую представляют собой американские законы CAATSA («О противодействии противникам США посредством санкций») и PEESA («О защите энергетической безопасности Европы»), клуб не будет предоставлять страховое покрытие для деятельности, относящейся к проектам Nord Stream 2 или Turk Stream», — говорится в документе.
Меж тем именно международные страховые гарантии требуются любому судну, которое могло бы работать в датской исключительной экономической зоне, укладывая последние мили труб. Таковы правила #ЕС и требования национального законодательства, их не обойти. То есть, даже если каким-то способом удастся вывести газпромовский трубоукладчик «Академик Черский» из-под американских санкций, приступить к работе он не сможет без международного страхового полиса.
Который, как теперь выясняется, вряд ли кто выпишет.
Нет, теоретически, суда, которые могли бы укладывать трубы «Северного потока-2», застраховать свою ответственность ещё могут – «на коммерческом рынке». Но его ёмкость весьма ограничена. И даже если найдётся некий особо рисковый страховщик, то с вероятностью 99% суммы страхового покрытия таковы, что потребуется перестрахование у какого-либо пула страховщиков. А с этим, как следует из директивных рекомендаций IG P&I Clubs, возникают проблемы.
По сути, «Северный поток-2» похоронен на дне Балтийского моря. Вместе с вложенными в него миллиардами в твёрдой валюте. При этом надо учитывать, что европейские компании Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall, финансирующие половину официально озвученных расходов на проект, обеспечивают только морскую часть стоимостью 9,5 млрд евро. Тогда как основные затраты – строительство нового газотранспортного коридора от Ямала до Балтийского моря, которые составили не менее 31 млрд евро, втрое больше стоимости подводного трубопровода. Их целиком взял на себя «Газпром».
Теперь капиталовложения в инфраструктуру СП-2 на российской территории, включая и доходы подрядчиков, в значительной доле придётся списывать как sunk costs («потонувшие издержки»). Конечно, что-то из этой трубы будет использоваться внутри страны, например, в рамках программ газификации на европейской части России. Но только за счёт внутреннего потребления уже произведённые затраты окупятся не при нашей жизни. Если окупятся вообще. И какая тогда разница, что европейский бизнес тоже пострадал? Главный ведь вопрос для россиян – за чей счёт придётся спасать национальное достояние?
И ответ на него уже интуитивно понятен, не так ли?
Комментарии