НЕПАСХАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР В СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ

На модерации Отложенный

 

Просьба воздержаться от чтения юдофобам, равно как и юдофилам.

 

Взяться за перо меня заставил обмен "любезностями" с изральским автором одной ёрнической статьи на тему христианской Пасхи. Дело даже не столько в самой статье - пустой и наивной, (сколько народу пишут, не имея ни малейшего представления о предмете - пусть их!), сколько в последовавших комментариях ( http://gidepark.ru/user/907869136/article/321769 ). И если бы речь шла только о трамвайном хамстве  автора  - вполне вероятно милой девушке, просто в силу возраста, а возможно и национального темперамента несдержанной в своих речах, овчинка не стоила бы и выделки - сколько этого встречаешь на родных просторах. Но мне показалось, что тема, о которую в истории уже столько зубов сломано, и которая так выпукло присутствует в этом Парке - я имею в виду иудео-христианские отношения или, на бытовом языке русско-еврейский вопрос, заслуживает попытки отшелушить мифологию и подумать, а как нам строить отношения в этом сложном и быстро меняющемся мире. Речь идёт и о религиозной составляющей двух культурных традиций и в "чисто конкретном" срезе, коль скоро ещё, к счастью, не все евреи уехали из России, а те, кто уехал, стали осознанно или нет носителями Русской культурной традиции в Израиле и других странах.

 

Всё началось с невинного пожелания,  "Мне бы просто хотелось, чтобы евреями были расслышаны строки из поэмы еврейского поэта Наума Коржавина о еврейском революционере “Абраме Пружинере”:

 

Нет здесь выхода простого,

Только сложный – быть людьми.

Ощущать чужую муку,

Знать о собственной вине. 

 

Наконец, мне бы хотелось, чтобы святыни моего народа тоже принималась во внимание – наравне со святынями народа еврейского. Только и всего."

 

В ответ я получил по полной программе. Отчасти это меня даже порадовало, поскольку я понял, что "квасной патриотизм", от доморощенных представителей которого я стабильно получаю их "минусы" в этом блоге, явление, слава Богу, не чисто российское, а по крайней мере имеет ещё одну "прародину".

 

Разумеется это никак не поколебало моего отношения к евреям и их истории. У меня много друзей евреев и в России и в Израиле и в других странах, почти все они так или иначе соприкасаются с наукой и в нашем кругу аксиомой является, что порядочный человек тем и отличается от шпаны, что всегда найдет в себе нравственные силы провести границу между хамами, расистами и прочими нелюдями — и народом, которому по крови они принадлежат. 

 

Я понимаю, что от иудея нельзя требовать согласия с христианством. Знаю, что в текстах, предназначенных "для внутреннего пользования" в иудейских общинах, содержатся оскорбительные домыслы о христианах (и наоборот). Понятно, что многие евреи, эмигрировавшие на историческую родину (говорю без кавычек, осуждения и сарказма) чисто психологически и невольно, ища моральную опору своему выбору, зачастую начинают "опускать" свою "географическую" Родину. Понимаю, что иногда трудно удержаться в пылу споров от острого словца в адрес христианства и христианской культуры, России и царящих в ней порядков (или отсутствия оных). Я не собираюсь отказывать ни евреям,  ни кому бы то ни было  в праве критиковать христианскую веру, историю, культуру и мою страну. Но есть критика, а есть злоба и издевательство. И если уж еврейские авторы выпускают этих "джинов из бутылки", то почему они удивляются, что в итоге в обществе, в том числе и в интеллигенции, начинают копиться ответные негативные чувства?

 

Лет десять с небольшим назад журналист и писатель Эдуард Тополь (не относящийся к коренному российскому этносу) обратился к российским олигархам с открытым письмом. Вот выдержки из него: «Есть российское правительство – Ельцин, Кириенко, Федоров, Степашин. Но главный кукловод имеет длинную еврейскую фамилию – Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и так далее. То есть впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России МЫ получили реальную власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить ее? Что вы собираетесь делать с этой страной? Уронить ее в хаос нищеты  и войн или поднять из грязи? И чувствуете ли вы свою ответственность перед НАШИМ народом за свои действия? – Знаете, затруднился с ответом Б. Березовский, – Мы, конечно, видим что финансовая власть оказалась в еврейских руках, но с точки зрения исторической ответственности мы на это никогда не смотрели…- Но раз уж так случилось, что у нас вся финансовая власть, вы ощущаете всю меру риска, которому вы подвергаете наш народ в случае обвала России в пропасть? Антисемитские погромы могут обратиться в новый Холокост… Россия таки ухнула в финансовую пропасть. А вы – я имею в  виду и лично вас и всех остальных евреев-олигархов – так и не осознали это как еврейскую трагедию… Знаете, когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер. Новые же русские чернорубашечники и фашисты всходят при вас, сегодня, на тучной ниве российской беды…». 

 

Высказанное им было тогда столь закамуфлировано пресловутой "политкорректностью", что Мстислав Ростропович счел нужным публично отреагировать: «Дорогой друг, дорогой Эдуард! Сегодня Галина дала мне прочитать “Аргументы и факты” с Вашим открытым письмом. Я расплакался, как ребенок… Я потрясен Вашей смелостью».

 

Я очень прошу не делать из приведённого текста выводов, что мол, вот, сами евреи признают, что они во всём виноваты. Во-первых, не надо забывать, где сегодня находятся Березовский, Гусинский, я уж не говорю о Ходорковском, и от того что в списке олигархов появились Прохоровы и Дерипаски, как-то не  полегчало, мягко говоря.  Во-вторых  конспирологические рассуждения недоумков, о том что “во всем жиды виноваты” у умственно и нравственно зрелого человека ничего кроме рвотного рефлекса вызывать не могут. Неумно это, неполезно, бессовестно, да и просто неуважительно по отношению к себе и самой России (а с христианской точки зрения  – так еще и Богохульно, ибо юдофобский миф отдаёт историю на откуп "равинату", вознося его над Христом). Кроме того любовь к Родине, "подсевшая" на иглу ненависти к другим народам, гроша ломаного не стоит, поскольку ненависть в конечном счёте затмит и любовь. Да и просто подло сваливать ответственность за свою историю, равно как и свою судьбу на кого-то ещё, особенно на народ хлебнувший за свою историю столько горя, что ни по каким меркам мало не покажется. Один только Яд Вашем чего стоит....

 

Именно поэтому я не могу понять - это  вопрос не только к моей юной "пра-дщери Эсфирь" - допуская свои выпады против русских, православия, наших святынь, Вы что не понимаете, что вы плодите антисемитизм с таким успехом, что могут позавидовать любые черносотенные издания и организации.

Вы что не понимаете, что какой-нибудь юный гайдпаркер, у которого от спермотоксикоза закипает его "разум возмущенный" подстережет вашего же соплеменника где нибудь в Твери или Ростове, и кровь его будет на Вашей совести, хоть Вы об этом даже не узнаете? Вы что не видите, того что у вас под боком происходит - я имею в виду события в Северной Африке? Так ли уж невероятно становится образование Северо-Африканского "халифата" со всеми возможными последствиями для судеб Израиля и израильтян? Не дай Бог всё пойдёт по этому сценарию, вы у кого защиты искать станете - у Америки? Она наверное поможет, но наверняка не ценой своих нефтяных интересов. Скорее всего защиту придётся искать у старушки Европы, которой тоже будет несладко в случае возникновения пояса нестабильности на её "мягком среднеземноморском подбрюшье", да у России, для которой её кавказская ситуация тоже предстанет в новом свете. Так чего же красной тряпкой размахивать перед христианским миром? ОНО ВАМ НАДО?

 

Ну и к тому же не надо забывать, что именно христианство сделало национальную историю древнего Израиля святыней не только еврейского народа, но и общечеловеческой. И здесь возможно коренится ответ на поставленный вопрос. Принято считать, что евреи - "Богоизбранный народ". Правильнее  сказать "Богосозданный", поскольку народ был создан из одного человека - Авраама, до которого народа просто не существовало, чтобы его можно было "выбрать". 

 

Создан был народ в мрачное время  в полностью языческом окружении, в мире, в котором царили жестокость, насилие, варварство, человеческие  жертвоприношения. По В.С. Соловьёву, "национальная идея – это не то, что тот или иной народ думает о себе во времени, а то, что Бог замыслил об этом народе в вечности". Принимая во внимание исторические обстоятельства появления Израиля, можно предположить, что народ, возвестивший, придя в тот мир -  "жертва Богу - дух сокрушен, хочешь принести жертву Богу - накорми нищего, приюти вдову", создан был Богом для изменения,  "благоустроения" мира, перехода его в какое-то новое состояние. Но со временем Израиль,  по свидетельству своих Великих Пророков  вместо того, чтобы послужить человечеству стал упиваться своей "богоизбранностью", считая, что это не налагает дополнительных обязанностей, а даёт только дополнительные права на особый статус среди других народов, что в общем по-человечески очень понятно - вспомните наших политических избранников - мы их выбираем послужить обществу, они же, придя к власти, начинают "употреблять" общество в своих интересах. С онтологической точки зрения не эта ли претензия на исключительность - причина всей трагической истории евреев?  Разве не это великий Эйнштейн имел в виду, когда говорил " антисемитизм - это тень еврейского народа, которую он отбрасывает везде, где бы ни появился"?

 

Кстати и Россия прошла схожий мессианский путь, когда подхватив "корону" лидера православного мира из рук поверженного сарацинами Константина, и наскоро нахлобучив её на свою голову, плохо переварив философию и догматику изначального христианства, и, пытаясь "национализировать" православие, использовала статус "третьего Рима" не для того, чтобы стать моральным лидером христианского мира, а для банального расширения своих владений. И мы тоже больны тем же синдромом "исключительности", хоть и другой формой его.

 

В общем у нас много "скелетов в шкафу" с обеих сторон. Но ведь зоровому человеку не придёт в голову вламываться в чужой дом и требовать, ну ка, чего это ты там спрятал в своём гардеробе? Михаил Ардов (кто не знает - еврей, православный священник) спросил как-то Иосифа Бродского: «Иосиф, а Вы не думаете креститься?» Он посмотрел на меня и сказал по-английски: «I am jew». Я – еврей. Притом, что он посмеивался над иудаизмом, а Израиль часто называл «ближневосточное государство Жидостан». Так вот, так говорить имеет право ТОЛЬКО еврей. Неужели не понятно, что те же слова произнесенные неевреем, оскорбительны. Точно также как и словесные погромы христианства и христианской культуры, которые нередки у еврейских публицистов. И то, и другое — подлость и низость.

 

Для чего я написал эту статью? Я боюсь, что  с нашими взаимными историческими "мемуарами" мы можем легко оказаться "мимоэры". Христианство и иудаизм связаны одной пуповиной, восходящей к одному Богу. Две тысячи лет длится вражда, принимавшая с обеих сторон дикие и мерзкие формы. Разумеется мы не разрешим коренных противоречий между ними, но не пора ли попытаться ввести их отношения в какой-то разумный контекст, тем более, что всем нам предстоит жить очень скоро в абсолютно новом мире, где население "Севера"  будет составлять (уже к 2050г) всего лишь 10% от общего населения земли. Уже сегодня Франция, Великобритания, Германия пересматривают свое отношение к "мультикультурности", потекли потоки беженцев из Северной Африки в Европу, о России не говорю - всё и так видно. 

 

Рассказывают, некий только что поставленный епископ был отправлен на послушание в Дамаск, как представитель Патриарха Московского при Антиохийском Первосвятителе. Не успел он там пробыть и нескольких месяцев, как на Ближнем Востоке разразилась очередная война. Владыка немедленно сел в самолет и прибыл в Москву. Когда же Патриарх выразил ему свое неудовольствие по случаю самовольного возвращения, епископ отвечал ему буквально следующими словами:
— Ваше Святейшество, ведь пуля — дура. Она не разбирает, кто араб, кто еврей, а кто — русский архиерей.

 

Впереди ждёт много неожиданностей и потому надо думать о будущем, а не "расчесывать болячки". Я бы хотел предложить тем у кого есть, что сказать (очень прошу воздержаться от обычных националистических банальностей) подумать над вопросом, как нам отделить национализм от патриотизма и как всем нам жить дальше ВМЕСТЕ. 

 

И в качестве эпилога ещё пара строк Наума Коржавина из стихотворении "Сплетения" - в ответ моей "кореспондентке" из Израиля, которая не поверила, что его строки относятся к евреям, и предположила, что он писал о русских:

 

Быть может, сызмальства старея,

Закон неизбывно блюдя,

Молился б я Богу Евреев,

К неизбранным лишь снисходя.

Их жизни презрев равнодушно,

Их болью болеть не спеша…

… О Господи! Как это скучно!

И как с этим глохнет душа!