О бюджете - по секрету: народ оплатит силовикам хлеб, а себе - зрелища
На модерации
Отложенный
О том, что Правительство недавно утвердило проект бюджета на 2021-2023 годы, писали многие. И мы в том числе. Но куда важнее то, как изменится финансирование тех или разделов и программ.
Одно дело сэкономить на госаппарате, а совсем другое дело – на медицине или образовании. Произошло именно последнее. Несмотря на то, что наш бюджет подобен археологическим изысканиям – чем глубже копаешь, тем интереснее находки, «Новым Известиям» удалось путем изучения и анализа тех обрывочных сведений, который на данный момент есть в открытом доступе, разобраться, что же именно нас ждёт в ближайшие годы. К сожалению, в Минфине уверены, что показывать людям главный финансовый документ, который определит образ жизни, до внесения на обсуждение в Госдуму, вовсе не стоит. На запрос «Новых Известий» предоставить информацию о распределении расходов по разделам и госпрограммам, Минфин ответил отказом.
А как быстро и стремительно без лишних вопросов умеют депутаты принимать законы – мы все прекрасно знаем. Не успеет правительство внести законопроект в Госдуму, как он уже утверждён депутатами и сенаторами в рекордные сроки. Ко второму чтению в документе могут поменяться только незначительные детали. Поэтому самый ответственный момент в судьбе бюджета – утверждение кабмином.
Сначала о хорошем – о тех, кому повезло. Вот уж за что можно быть спокойным, так это за национальную оборону, у военных деньги никто не отбирает. На текущий 2020 год запланировано выделение 3,1 трлн рублей, на 2021 в новом бюджете предусмотрена точно такая же сумма, в 2022 военным прибавят 100 млрд рублей, а в 2023 снова должны будем вернуться к прежним 3,1 трлн рублей. Вот она стабильность!
Силовики, которые должны защищать наш покой, но почему-то в последнее время чаще сами попадаются в сводках новостей после подбросов наркотиков, задержания людей с чистыми листами бумаги вместо плакатов и срыва неугодных спектаклей, тоже не в обиде останутся. МВД, Росгвардия, ФСБ и прочие силовики нарастят финансирование по разделу «Национальная безопасность» с 2,468 трлн в 2021 году до 2,551 трлн в 2023 году. Очень неплохо: в 2020 году силовики могут рассчитывать 2,458 трлн рублей.
Тревожным знаком стала публикация расходов по разделу «Национальная экономика» только на один год. Увеличение финансирования экономики, которое само по себе впервые за семь лет превосходит расходы на оборону, это хорошо, но иначе и быть не могло: в условиях кризиса без вливания госсредств просто не выжить. Правда, с учетом происходящего, прибавка могла бы быть и более щедрой… Но вот отсутствие данных на 2022 и 2023 годы говорит лишь том, что у финансистов нет представления о здоровье отечественной экономики. По остальным-то разделам разбивка представлена по всем годам...
А вот здравоохранению повезло не так, как силовикам. Если на нацбезопасность расходы вырастут примерно на 100 млрд рублей за 3 года, то медикам накинут в следующем году 50 млрд рублей, а в 2023 отнимут 5 млрд рублей. Действительно, если росгвардеец с дубинкой и подмогой в виде коллег и автозака начнёт утверждать, что вы здоровы, то кто будет спорить? И поскольку у нас запланирован рост экономики (в Минфине в это всё ещё верят), то доля расходов на здравоохранение будет снижаться: 1% ВВП в 2021 году, потом 0,9% и 0,8% ВВП в 2023 году. Подобный уровень цифр даже стыдно писать. Если предположить, что расходы регионов и муниципалитетов утроят эту сумму, всё равно получается ничто малая величина. По данным ВОЗ США в 2020 году потратят на здравоохранение 17,1% ВВП, Швейцария – 12,3%, Германия – 11,2%, Швеция – 11%. К тому же есть вероятность, что регионы из-за нехватки средств не смогут выполнить свои обязательства по здравоохранению.
Расходы по разделу «Образование» выглядят неплохо, но это на 60,3 млрд рублей меньше, чем планировалось раньше на 2021 год и на 53,8 млрд меньше прежних планов на 2022 год. А вместе с этим посыпалось финансирование нацпроекта «Образование» - в 2021 году его урежут на 8,3 млрд рублей до 172,9 млрд рублей.
Но стоит помнить, что функциональные разделы – это большие котлы, в которых может твориться, что угодно. Самое интересное наблюдать можно обычно на более низком уровне госпрограмм. Даже при внешней стабильности там можно обнаружить массу сюрпризов.
Наглядный пример – финансирование закупок лекарств от редких болезней по программе «14 высокозатратных нозологий». Сначала появилась информация, что ежегодное сокращение финансирования составит 6,4 млрд рублей. Но уже на следующий день после распространения новости и поднятия шумихи Минфин опроверг эти цифры. И дело вовсе не в ошибке нерадивого журналиста – Минфин сам уже после утверждения правительством пересмотрел параметры, отказавшись от сокращения более, чем на 10%. Но как надолго хватит сознательности ведомства Антона Силуанова? До внесения законопроекта о бюджете в Госдуму ещё время есть. Но его немного.
Из-за такого непостоянства зачастую приходится ориентироваться на данные из методических указаний о расчёте предельных объёмов финансирования, разработанных в конце лета этого года. И выясняется, что за ростом расходов на «Национальную экономику» кроется сокращение госпрограммы развития промышленности в 2021 году на 29,6%. Считается, что у промышленности больше нет никаких проблем, и что она способна справиться сама. Однако опубликованные на этой неделе данные о промпроизводстве в августе показывают, что эффект отложенного спроса себя исчерпал – падение вновь ускорилось (-4,1% в годовом выражении).
Госпрограмма развития транспортной системы в следующем году может потерять 12,9%, и даже госпрограмма развития здравоохранения в 2021–2022 годах может быть урезана 9,1%-10% с перспективой потери 17% в 2023 году.
И на этом невесёлом фоне растут расходы на деятельность зампреда Совбеза и госслужащих администрации президента на 1,13–1,16 млрд рублей в год, а сама администрация президента к 2023 году может получить прибавку почти в 220 млн рублей. А чтобы люди лишний раз не переживали, и чтобы в головы не закрадывались неправильные мысли, расходы на СМИ вырастут примерно на 10%: в ближайшую трёхлетку на эти цели выделят 307 млрд рублей. Появятся новые каналы, будет создаваться контент… Про то, что теле- и радиоканалы, а также интернет-издания – это коммерческие структуры и должны купаться сами за счёт рекламы, наши чиновники не слышали. Чем больше каналов и заказанных государством программ, тем больше «правильной» и одобренной на высшем уровне информации, которая вытесняет из эфира всю прочую. Это не дешево.
И как вишенка на торте – сокращение нацпроекта «Демография» в 2021–2022 годах на 84 млрд рублей. Уже никто и не рассчитывает, что рождаемость в ближайшие годы можно как-то исправить.
С такой засекреченностью подготовки бюджета, он может пережить в оставшиеся дни неприятные метаморфозы, о которых мы уже узнаем только по факту внесения законопроекта в Госдуму, когда что-то менять будет слишком поздно. Пока же ясно только, что первым делом у нас будут… нет, не самолёты (там тоже урезают бюджет), а чиновники и дубинки вместе с оправдывающими это все государственными СМИ. Ну а здравоохранение и прочая никому не интересная демография – потом. Так что народ оплатит чиновникам хлеб, а себе – зрелища.
Комментарии