Самая скандальная фаворитка Франции: как Генрих IV чуть не женился на своей метрессе
На модерации
Отложенный
Источник иллюстрации / фото: Depositphotos
Один из ярчайших моментов истории Франции — это когда славный король Генрих IV чуть не женился на своей любовнице. Его фавориткой (пожалуй, самой любимой и опекаемой) тогда была Габриэль д’Эстре — молоденькая и задорная, но имевшая очень напористую и жадную семью. Собственно, мать Габриэли буквально лично поместила несовершеннолетнюю дочь в постель монарха.
Маршал де Бассомпьер в своих мемуарах коварно вспоминал этот позорный момент: «Мадам д’Эстре без угрызений совести торговала своими дочерьми. Одну из них, Габриэль, всего шестнадцати лет от роду, красивую и хорошо сложенную, она предложила королю (Генриху III) при посредничестве герцога д’Эпернона, содержавшего старшую сестру Габриэль Диану д’Эстре, от которой он имел дочь…». Эта попытка не удалась, зато Габриэль пришлась ко двору следующего короля — Генриха IV.
Монарх был женат дважды (Маргарита де Валуа и Мария Медичи), однако его мужской интерес к дамам на стороне не угасал до самой могилы. Ему приписывали 56 любовниц только при дворе, и это нижняя граница оценки. Пастушки, крестьянки и прочие одноразовые связи не в счет, однако можно сделать вывод — король поневоле знал толк в женщинах.
Семья д’Эстре фанатично хотела сделать Габриэль фавориткой Генриха IV
Говоря о весьма свободных нравах средневековой Франции, важно помнить, что мораль была совсем иной, да и продолжительность жизни была куда короче. Поэтому времени на рефлексии не было в прямом смысле: женщина в тридцать была старухой, а мужчины едва доживали до сорока пяти. При дворе культ юности был еще как силен, поэтому никто не спрашивал возраста у фавориток: если Габриэль выглядела в свои 16 как сформировавшаяся женщина, к ней относились соответственно. Подложить ее в постель королю придумала родная мать, у которой был немалый опыт по этой части.
Если верить расхожей молве, мать Габриэли побывала в постели и у Франциска I, и у папы Клемента VI по пути в Ниццу, а затем — в объятиях Карла V, когда тому случилось пересечь Францию. Женщина стала экспертом по тиарам и коронам и плевать она хотела на общественное мнение.
Когда Генриху представили юную Габриэль, король был женат на Маргарите Валуа: странный династический брак был по сути открытым. Супруги не имели детей и развлекались на стороне как хотели. Восприняв трон, Генрих много занимался делами, и влияние Габриэль как советчицы в государственных вопросах крепчало.
Критическим стал момент веры: Генриху пришлось принять великое решение, от которого зависело его будущее. Оставаться гугенотом или обратиться к католичеству? Параллельно он раздумывал над новым браком, но для этого нужен был развод с Марго.
Фаворитка Генриха Четвертого упорно метила в королевы Франции
Генрих IV унаследовал трон огромной европейской державы после трагической смерти своего родственника Генриха Третьего (тот был убит фанатиком). Для Габриэли д’Эстре это был важный момент, поскольку она всерьез метила в королевы. 27 февраля 1594 года Беарнец короновался в Шартре, и после священной церемонии последовал банкет, на котором присутствовали все знатнейшие люди королевства. Габриэль неверно поняла ситуацию и решила блистать там скорее как королева, а не любовница.
Торжественный въезд Генриха в Париж 15 сентября предоставил фаворитке новую возможность доказать свое господство. В триумфальном кортеже ее несли в великолепных, богато украшенных носилках впереди ехавшего верхом государя. Эскорт из роты лучников придавал ей вид королевы, въезжающей в свою столицу. Она лезла из кожи вон, чтобы понравиться своим верноподданным, которые обычно так насмехались над ней. И рядом с королем и его парадным кортежем она вправду смотрелась как спутница, достойная великого короля. Образ — великая сила! Габриэли создали образ богини Победы, шествующей впереди героя-триумфатора. В этот день она чувствовала себя чем-то большим, чем фаворитка, каким-то прекрасным символом новой династии, вызывавшим восхищение парижан. Но это было лишь фикцией.
Увы, но королевой она так и не стала. Не помог и сын, которого Габриэль родила бездетному (в первом браке) королю. Тщетными оказались все интриги, которые на протяжении десяти лет плела ее алчная беспринципная семья — король Генрих IV вступил в брак, но с Марией Медичи. Очередной династический брак отбросил фаворитку на ее привычное место — в постель короля. Но надо признать, ветреный Генрих любил и был верен Габриэли вплоть до самой ее смерти — молодая женщина скончалась скоропостижно.
Народ суеверно усмотрел в этом руку дьявола, с которым фаворитка подписала пакт, чтобы женить на себе монарха. Что до Генриха, то он скорбел безмерно: приказав похоронить Габриэль как принцессу крови, он возродил старый обычай, которому следовали только при погребении супруги короля Франции.
Комментарии
а оценивать те события у меня не получится...
я же - женщина )