США воюет с Международным уголовным судом

На модерации Отложенный

Вот уже 20 лет американские войска воюют в Афганистане. В своё время международная общественность возмущалась советским присутствием в этой стране. Однако против США не только не были приняты международные санкции. Сегодня США наказывает международные правовые инстанции, расследующие преступления американских военных. 

Включив двух сотрудников международного судебного органа в санкционный список, президент США в очередной раз продемонстрировал свои истинные намерения – обеспечить безнаказанность действий американских военных во всём мире.

На этой неделе в чёрный список США были добавлены Фату Бенсуда и Факисо Мочочоко. Если у них есть активы и имущество на территории Соединённых Штатов, они будут заморожены. А если они захотят получить доступ к финансовой системе этой страны, им будет отказано. В чём же они виновны? На самом деле – ни в чём. Фату Бенсуда – прокурор Международного уголовного суда (МУС), а Факисо Мочочоко – руководитель отдела судопроизводства того же ведомства. На этой неделе администрация Трампа вышла на новый уровень в войне, которую она ведёт против МУС. Ещё в июне Дональд Трамп инициировал экономические санкции против некоторых сотрудников этого учреждения. Дело в том, что юристы планировали преследовать в судебном порядке американских военных за акты насилия, совершённые ими в Афганистане. Сначала судьи Международного уголовного суда пошли на уступки под угрозой введения санкций со стороны не состоящего в МУС Вашингтона и отказались содействовать расследованию этих случаев, которое инициировал прокурор Бенсуда. Правительство США также препятствует судебному разбирательству по вопросу о военных преступлениях Израиля на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, считая их «политически мотивированными».

«Сегодня мы переходим от слов к делу, – заявил госсекретарь США Майк Помпео, – потому что МУС, к сожалению, продолжает преследовать американцев». «Любое физическое или юридическое лицо, оказавшее материальную поддержку вышеупомянутым особам, также подвергнется санкциями», – добавил он, фактически поместив международный суд в одну категорию с Кубой и Ираном – заклятыми врагами Вашингтона.

«Мы не потерпим незаконных попыток МУС подчинить американцев своей юрисдикции», – безапелляционно продолжил близкий друг Трампа. Реакция МУС была незамедлительной: «Такие принудительные меры, направленные против международного судебного учреждения и его должностных лиц, носят беспрецедентный характер и представляют собой серьёзные нападения не только на Суд, но и на систему международного уголовного правосудия и верховенство закона в целом». Неправительственная организация Human Rights Watch использовала менее дипломатичную риторику: «Эти меры представляют собой ошеломляющее извращение концепции американских санкций, призванных наказать тех, кто нарушает права человека, а мошенники в правительстве используют их для преследования лиц, расследующих международные преступления». Международная неправительственная организация Amnesty International, со своей стороны, указала на последствие этого решения: «Действия, предпринимаемые Белым домом, рискуют разубедить жертв, переживших нарушение прав человека, требовать правосудия».

С момента окончания холодной войны главным принципом международных отношений стало многостороннее сотрудничество. В разгар избирательной кампании Трамп отходит от этого принципа. Он рассчитывает на то, что это только сплотит его электорат. «America First» («Америка прежде всего») – этот внешнеполитический лозунг сторонников Трампа означает, что только Соединённые Штаты решают, кого следует судить, а кого – нет. В случае с американскими военными Белый дом намерен скорее миловать. В 2019 году несколько военнослужащих США, осуждённых американскими органами правосудия за убийства гражданских лиц в Афганистане, уже были помилованы президентом-националистом. Эдвард Галлахер, «морской котик», преданный военному трибуналу за умышленное убийство ножом взятого в плен раненого и находившегося под наркозом подростка – члена Исламского государства (запрещённая в России террористическая организация), также получил помилование. Санкции против МУС объясняются попыткой обеспечить американским военным полную безнаказанность.